Главная | E-mail | Карта сайта








Дети и животные.

Мир животных - это огромный и живой мир. Это именно живой, не виртуальный мир, живущий по своим законам. Этот живой мир мы называем диким. И в этом диком мире животные живут своей, только им понятной жизнью. Животные, живущие среди людей, -- это огромный мир живых реальных кошек и собак, кур, уток и лошадей, канареек и хомячков, коз и коров, да мало ли еще кого. Этот животрепещущий мир мы называем их не диким миром природы, а миром домашних животных. Домашние животные служат людям верой и правдой на протяжении многих веков. Коровы и козы дают молоко, куры несут яйца, кошки ловят мышей и этим охраняют ваши и, соответственно, ее, кошкины, пищевые припасы в доме, а собаки прекрасные охранники, охотники и пастухи. Огромный мир домашних животных не самостоятелен, он всецело зависит от человеческой воли. И все дело в том, как относятся люди к своим подопечным братьям меньшим, ведь отношение людей к ним бывает разное, и, увы, довольно часто далеко не идеальное.



Роль домашних животных в жизни людей могут оценить по достоинству не только взрослые. Дети оценивают роль домашних животных весьма реалистично, но не только! Дети относятся к животным не настолько прагматично, как можно было бы от них ожидать. Современные дети не ездят в ночное с лошадьми, не пасут и не доят коров, овец и коз, часто они совсем не любят молока. Тем не менее, они относятся к животным гораздо глубже и сложнее, чем взрослые могут себе представить. По результатам опросов, проведенных учеными Великобритании, 95% детей считают, домашних животных в числе 10 наиболее важных компонентов своей жизни. Большая группа детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет считает, что для них собака или кошка часто важнее родственников или учителей! Намечается даже такая негативная тенденция, когда одинокие в своей семье дети считают, что для них кошка или собака важнее не только учителей, но и мамы и папы. Таких детей пока все же еще единицы, т.к. мамы и папы все же занимают важнейшее место в жизни ребенка, и на первом месте в этом списке стоят мамы, на втором - папы. Например, семилетние дети в Англии, которые уже вполне могут сформулировать свои мысли, считаю что собака - лучший защитник в семье. В роли защитника собака занимает второе почетное место после папы. Мотивация такой высокой оценки такова: "С собакой не так страшно оставаться в комнате, даже если в доме погас свет." По мнению юных англичан кошка почти такая же ласковая, как мама. Это очень важно, если есть обида или в случае болезни. С кошкой можно поделиться как с полноправным членом семьи. Дети часто так и считают животных полноправными членами семьи. Они могут общаться с ними так же, как с мамой, папой, братом или сестрой. И в случае возникновения проблем большинство детей предпочитают обратиться не в последнюю очередь к кошке или к собаке. Опросы маленьких англичан показали, что для детей домашние животные не только члены семьи. "Член семьи" -- это обязательное, но недостаточное условие для ребенка в отношении с домашними животными.

Для ребенка рыбки в аквариуме, собачка, кошка, хомячок или попугайчик - еще и друг, собеседник, хранитель детских тайн и обид, тот с кем ребенок делится своей детской радостью или горем. Дети и животные почти одинаково реагируют на мир. Они одинаково требуют внимания к себе со стороны взрослых или со стороны хозяев. Они любят покапризничать, они имеют представление о том, как к ним относятся в семье и даже могут ревновать к гостям или к новому члену семьи. Ведь животные по существу - те же дети. И наоборот: дети - те же животные. Не делайте большие глаза при сравнении ребенка с животным. Так считал еще Чехов, например, ведь дети еще не успели вырасти и сформироваться как осознанная личность. Они еще пока только индивидуумы, как и животные, но уже с зачатками личности. Дети, как и животные, живут ощущениями и чувствами, но не только. Им дан интеллект, разум, который находится в стадии развития и становления. И вот в этом они отличаются от животных, интеллект которых никогда не разовьется, ибо им этого не дано. Они навсегда останутся индивидуумами, но не станут личностями. Даже самая умная, индивидуально прекрасная собака останется собакой, и самый разговорчивый попугай останется только вашей индивидуальной и забавной птичкой.

Интересное исследование, проведенное недавно российскими учеными, показало, что именно собаку больше всего желают видеть ребята в качестве четвероногого друга. Зоологические пристрастия маленьких россиян таковы: начала следует собака, за собакой идут попугай, кошка, хомяк, рыбки, крыса и обезьяна. Входят в перечень детских мечтаний и дикие животные: лев или тигр, а также лошади. При этом, если малышу плохо, его больше тянет к кошкам, собакам и рыбкам. Именно в такой последовательности. Хотя не исключено, что в качестве любимого дети называли то животное, которое живёт у них в доме. Самые главные причины, по словам детей, такой любви к домашним животным - это доверие, привязанность, а главное - это отсутствие конфликтов между ребятами и зверятами. И это замечание в огород родителей! Ведь частенько не они наполняют дом и семью ощущением покоя, тепла и постоянства, а это необходимо для нормального развития ребенка. Совсем наоборот, ежегодно десятки тысяч детей растут в атмосфере семейных скандалов и переживают развод родителей. И если отсутствует возможность разрядки, если в доме нет кошки, чтобы ее погладить и чтобы она "пожалела" ребенка и потерлась об его руку своей мягкой мордочкой; если нельзя высказать все свои детские страхи собаке, ласково виляющей хвостом и внимательно смотрящей в глаза; если нельзя повозиться с хомячком, имитируя домашний покой и уют и забывая на это время обо всех неприятностях, у ребёнка может развиться серьезный невроз. Но даже если ребенок уже и доведен своими "заботливыми" родителями до невроза и, например, страдает от заикания, ему легко войти в контакт с таким же маленьким, молчаливым и беззащитным зверятами, как он сам. Чаще всего это рыбки или хомячки. Аквариум с рыбками - это вообще уникальное средство для детей всех темпераментов. Он устроит как детей рациональных, склонных к коллекционированию, спокойных и рассудительных, так и к беспокойных, легковозбудимых детей. Длительное созерцание неторопливо плавающих рыб успокоит любую нервную систему. Они великолепно успокаивают и лечат заикание у детей.



Существуют методики лечения даже ряда заболеваний опорно-двигательной системы и таких тяжелых заболеваний, как ДЦП, синдром Дауна и аутизм. Для детей, больных подобными заболеваниями, характерны замкнутость, отгороженность от жизни вообще и сверстников частности, эмоциональная вялость, апатичность. Для них животное - главный друг и врач. Часто помогает больным детям контакт с дельфинами и лошадьми. Лечебную верховую езду на лошади или пони, если ребенок еще мал ростом, применяют при параличе, полиомиелите, при поражении органов чувств, например при слепоте или глухоте, возникшей как травматический синдром и в качестве послеоперационной реабилитации. Регулярные занятия с лошадьми, собаками, дельфинами или просто ежедневное общение с домашними животными благотворно влияют на весь организм в целом, нормализуя деятельность центральной нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. При таких психических заболеваниях как аутизм, шизофрения, олигофрения или синдром Дауна (умственная отсталость) также помогает контакт с животными, особенно с кошками и собаками. У детей, страдающих ДЦП, развивается моторика, а гиперактивные малыши-олигофрены учатся распределять свои силы более рационально, особенно с собаками. Вообще-то, кроме целебной собачьей слюны, которая заживляет любые раны, собаки способны не хуже кошек снимать и у взрослых людей стресс, нервное напряжение, а особенно приступы мигрени. Об этом даже подробно писал врач не только по образованию, но и долго практиковавший, М.Булгаков в "Мастере и Маргарите", описывая болезненную мигрень Понтия Пилата. Облегчить страдания римского прокуратора могла только его любимая собака. Поэтому особенно рекомендуется заводить собаку людям с нарушенной психикой и страдающим сердечными заболеваниями. Лечебная кинология фиксирует множество случаев предотвращения эпилептических припадков.

В любом случае животное становится отличным лекарем неврозов, и дипломатичным посредником, помогая детям наладить отношения как со взрослыми, так и всем окружающим миром. Так, например, зоологи считают, что необходимо ориентироваться на темперамент и тип личности ребенка. Интровертному, флегматичному малышу нужен зверёк, с которым можно было бы общаться с помощью звуков и прикосновений: морские свинки, хомячки, мышки. А гиперактивный, так сказать "дерганный", нервный малыш успокаивается и учится контролировать силу своих движений, гладя кошку или собаку. Как известно, дети уживчивые, весёлые и активные лучше уживаются с пернатыми, а в гнетущей, унылой атмосфере семейных неурядиц птицы испытывают постоянные стрессы, быстро заболевают и могут даже умереть. Не только собаки, но и птицы все чувствуют, все понимают, только говорить не могут, хотя многие и говорить умеют, например, попугаи, или скворцы, или вороны. С черепахами малышам скучно: наблюдать за ними неинтересно, общаться невозможно, и потому очень быстро хозяева вообще перестают обращать на них внимание.

К сожалению, все эти рекомендации весьма относительны, и только методом конкретных проб и ошибок на практике можно точно выяснить, какое именно животное будет вызывать у вашего ребенка положительные эмоции. В этом вопросе ни один специалист не даст вам точного совета. Панацею ищет каждый сам для себя. А это стоит времени и терпения. Но игра стоит свеч. Как выяснили американские педиатры, дети, у которых есть животные, меньше болеют и психически более уравновешены. Причем наибольшую пользу кошки и собаки приносят ребенку в возрасте от пяти до восьми лет. И наоборот, дети, растущие без собаки или кота, имеют уровень интеллекта ниже, чем дети из семей, имеющих животных. Наличие в доме двух и более кошек или собак снижает у детей риск возникновения аллергии, а это одна из главных болезней конца 20 и начала 21 веков . Выяснилось, что 77% детей, живущих в "зоологических" семьях, проявляли удивительную устойчивость к аллергии. Как полагают медики, скорее всего, в данных случаях иммунная система ребёнка активизируется, что приводит к подавлению некоторых видов аллергических реакций. Американские ученые сделали анализ образцов слюны 138 детей, чтобы определить уровень содержания иммуноглобулина, отвечающего за работу иммунной системы.

Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что присутствие в доме кошки или собаки заставляет организм маленького ребенка более активно сопротивляться инфекциям. Единственное, что при этом беспокоит медиков, так это привычка детей спать в одной постели со своим лохматым другом (читайте статью о том, насколько важен сон в психологическом развитии ребенка).


Читайте также:
Развитие связной речи у дошкольников.
Методика развития речи.
Развитие коммуникативных навыков у детей.
Как научить ребенка общаться со сверстниками.
Как научить ребенка выговаривать буквы
Индивидуальная работа с детьми в детском саду.
Занятия по развитию речи.
Речевое развитие детей раннего возраста.
Психология воспитания.
Система раннего развития ребенка Г. Домана.
Система Воскобовича.
Система Мосару Ибуко.
Система Монтессори.
История детской психологии.
Детская психология и физкультура
Вольдорфский метод развития детей.
Детский центр развития.
Детская психология как наука в России.
Влияние рекламы на детей.
Психологическая помощь, что делать, если у ребенка дислексия.
Насколько важно контролировать ваш гнев, чтобы не повредить хрупкую детскую психику..
Фобии и страхи, как с ними бороться!
Как полезны хобби.
Детская психология и физкультура
Выезд на отдых с детьми.
Краткое руководство к пониманию вашего ребенка.
Развитие речи: удивительное путешествие.
Повышение детской самооценки.
Как победить скуку у детей!
Роль сна в развитии ребенка
Лучшие советы для маленького ученика в детском саду.
Дети не тактичные?
Выбор друга!