Главная | E-mail | Карта

Материалы по теме.
Психология воспитания.
Система раннего развития ребенка Г. Домана.
Система Воскобовича.
Система Мосару Ибуко.
Психология воспитания.
Система Монтессори.
История детской психологии.
Детская психология и физкультура
Вольдорфский метод развития детей.
Детский центр развития.
Детская психология как наука в России.







Методика Глена Домана. Карточки Глена Домана. Детская психология.

Раннее развитие ребенка.

Термин "раннее развитие ребенка" появился сравнительно недавно, но идеи раннего развития детей волнуют умы человечества столько, сколько человечество существует. Древнеиудейские наставники учили родителей печь пирожные в форме букв алфавита, с тем, чтобы дети определяли букву, прежде чем съесть пирожное. Или же слова писали медом на грифельных досках. Дети сначала читали их, а потом слизывали мед. В современном же обществе эта идея распространилась настолько широко, что очень часто возникают споры о том, полезно или вредно раннее развитие.

Все базовые идеи раннего развития строятся на одном факте - мозг человека растет и развивается только в самом раннем детстве, до трех, иногда до пяти лет. И если в этот период чему-либо обучать ребенка, то он эту информацию воспримет с лёгкостью, чем если бы мы это делали в более старшем возрасте. Иначе говоря, пятилеток всегда легче научить, чем шестилеток, четырехлеток - чем пятилеток, трёхлеток - чем двухлеток и так далее. В последнее время в огромном количестве стала появляться литература о том, что именно слушать и что именно читать беременной женщине, чтобы ее ребенок родился умным.

Согласно исследованиям, развитие умственных способностей ребенка - это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением! Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в первые три года жизни ребенка!

Глен Доман начал заниматься лечением малышей с серьёзными травмами мозга. Постепенно он и его сотрудники нашли возможность не только вылечить этих крошек, но и развить их интеллект так, что они начали по всем показателям опережать в развитии своих однолеток. Успех стал возможен благодаря правильной медицинской стратегии Глена Домана. На основании своего опыта он был уверен, что главное лечение при травмах мозга в детском возрасте - это активное стимулирование нескольких здоровых органов чувств больного ребенка. Такая стимуляция приведт к существенному усилению активности мозга в целом и полному выздоровлению. Поначалу в работу включались "резервные" клетки головного мозга, не поражённые болезнью. Детям начинали показывать карточки со словами, написанными крупным красным шрифтом на картоне и громко произносили эти слова вслух. Занятия длились не более 10 секунд, но регулярно и по нескольку десятков раз в день. Со слепыми детьми работать было намного сложнее, но сотрудники справились и с этим, обучая их для начала видеть хотя бы очертания.

По мере освоения чтения добавляли карточки с крупными красными точками, обучающими счёту, а также карточки с рисунками простых объектов, окружающих малыша. В результате, когда такие дети начинали читать и считать, понемногу их заставляли двигаться. Для каждого ребенка готовили индивидуальную программу, которой все было построено на копировании. Процедура заключалась в том, что взрослые выполняли движения руками, ногами и головой сначала своей, а затем ребенка. Движения делались такие, как делал бы сам ребенок, если бы он был здоров. Глядя на врачей, дети получали активную зрительную, слуховую стимуляцию с нарастающей частотой, интенсивностью и продолжительностью. Чувствуя как врач сгибает ему пальцы или разводит ручки, ребенок получал, кроме зрительной, еще и тактильную стимуляцию. Часами Глен Доман и его врачи двигали пальцами своими и детскими, разводили им руки, сгибали ноги, ползали с ними по больничному полу лицом вниз. То же повторяли и больные парализованные дети, учась ползать под присмотром взрослых.

Далее была разработана программа совершенствования физических навыков малышей и программа обучения их энциклопедическим знаниям, иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах. Дети, еще недавно отстающие по всем показателям физического развития, начинали обгонять своих сверстников на 20%, выполнять сложные гимнастические упражнения и демонстрировать энциклопедические знания, творческие способности, а также очень высокий уровень интеллекта. Успех команды Домана стал сенсацией. Он был настолько ошеломляющим, что его институт в Филадельфии был назван "Институтом ускоренного развития ребенка". Сам Доман впоследствии создал простую и легко реализуемую программу обучения здоровых малышей, которой сейчас может воспользоваться любой родитель в домашних условиях и доказал, что абсолютно из каждого ребенка можно сделать гения. Глен Доман стал основоположником идей раннего развития детей, которые в дальнейшем совершили мягкую революцию в педагогике и были воплощены в жизнь миллионами родителей во всём мире.

С какого возраста начинать?

Ответ очень прост: с самого рождения. Ведь мы же разговариваем с новорожденным малышом, это развивает его слуховой аппарат. А ведь можно сообщать ему ту же информацию в визуальной форме, пользуясь соответствующими карточками. Практика показала, что дети с восторгом рассматривают карточки с фруктами, животными, цветами, видами природы, словами, точками и т.д., воспринимая их показ как увлекательную игру, а также возможность побыть рядом с мамой и насладиться совместным процессом обучения. Такое опережающее обучение (даже по 5 минут в день) стимулирует развитие различных отделов головного мозга, благодаря чему у ребенка формируется фотографическая память, ребенок развивается гораздо быстрее сверстников, и с рождения открывает для себя мир энциклопедических знаний.

Методика Домана работает так хорошо в первую очередь потому, что мозг ребенка с самого рождения нацелен на познание, и во время его активного роста (до трёх-шести лет) ему не нужна никакая мотивация для обучения. Исследовать и узнавать что-то новое - самое важное и любимое занятие любого крохи. И задача родителей заключается в том, чтобы с самого рождения дать малышу неограниченные возможности развития, а уж что он выберет из длинного, предложенного ему списка занятий, - решать ему.

Как заниматься?

Выберите время, когда ребенок сыт, бодр и пребывает в хорошем настроении. Радостно сообщите ребенку: "Сейчас я покажу тебе красивые фрукты!" и начинайте показ карточек, перекладывая задние карточки вперед. Не заглядывайте сами на изображение, это отвлекает внимание ребенка. Демонстрируйте карточки быстро, отчетливо и весело проговаривая написанное на обороте слово, Доман рекомендует отводить всего 1 секунду на 1 карточку. Обязательно перемешивайте карточки после каждого показа.

В первые дни вы должны говорить: "этот фрукт называется киви", а потом можете произносить только название - "киви". Обучение должно занимать очень короткое время. Начните с показа карточек 1-2 раза в день буквально по нескольку секунд. Заканчивать занятие необходимо до того, как малышу оно наскучит. Если вы всегда будете останавливаться раньше, чем этого захочет ребенок, то он сам будет требовать от вас начать занятия, что только укрепит его врожденную тягу к знаниям.

Занимайтесь с ребенком столько раз в день, сколько получится, важно чтобы и вы, и кроха получали удовольствие от совместной "игры" со словами и картинками. Добавляйте новые наборы и также показывайте их по несколько раз в день. Изученные карточки постепенно удаляйте из наборов, заменяя их новыми.

Проводить занятия можно как на русском, так и на английском или любом другом языке, меняйте только подписи к карточкам и правильно произносите написанное слово. Ваш малыш уже в три года может иметь неплохой словарный запас на нескольких языках и без перевода смотреть простой мультик, скажем, на английском языке.

Улыбайтесь в процессе обучения, показывайте малышу как вы его любите, радуйтесь его успехам! Не стоит просить малыша повторять за вами, демонстрировать результат обучения, верьте в него и это произойдёт в самый неожиданный для вас момент.

О методике Домана много написано, но найти в продаже готовые материалы, использующие эту методику, к сожалению, не так-то просто. Поэтому многие мамы, интересующиеся ранним развитием, делали карточки вручную, что отнимало много времени и сил. Теперь у родителей появилась возможность заниматься со своими малышами по готовым ярким и красочным карточкам из серии "Вундеркинд с пелёнок", где соблюдены основные принципы Домана:

  • на картинке изображен только 1 предмет
  • отчетливо видны все детали этого предмета
  • у предмета есть определенное название
  • карточка достаточно большая и чистая
  • подпись красным шрифтом и крупная

Авторы пособий разработали уникальные по объему и качеству информации компьютерные диски на русском, украинском и английском языках, содержащие более 200 озвученных презентаций на самые разнообразные и интересные темы для показа детям от 6 месяцев. Для крохи просмотр красочных картинок быстро становится любимым занятием и дает ему поистине энциклопедические знания об окружающем мире, помогает с пелёнок освоить чтение и счёт, различать форму и цвет, птиц и рыб, животных и растения.

Презентации знакомят малышей с достопримечательностями мира и Украины, музыкальными инструментами, шедеврами известных художников и скульпторов, видами спорта, чудесами и явлениями природы; доступно рассказывают о человеке, его анатомии, занятиях, окружающих предметах и явлениях; помогают развить интеллект ребенка и сформировать фотографическую память. Ни одного малыша не оставят равнодушным звуки живой природы и музыкальных инструментов: рычание льва и пение птиц, шум водопада и звучание скрипки.

Диски "Wunderkind baby", озвученные носителем британского английского, являются потрясающим пособием для обучения малышей английскому языку буквально с самого рождения.

Не стоит опасаться "приучать" малыша к компьютеру с самого раннего возраста - ведь одно занятие длится всего несколько секунд, а нагрузка на глазки минимальная - как при просмотре диафильма, т.к. нет присущей телевидению смены 24 кадров в секунду, а изображение и подпись к нему задерживаются на экране на 1-2 секунды.

Для частых занятий по самым "малышовым" тематикам, а также в поездках удобно использовать комплекты красочных картонных карточек "Вундеркинд с пелёнок", обучающие малышей чтению, счёту и разнообразным энциклопедическим знаниям.

Основные принципы работы с карточками Домана.

  • Начинать необходимо заниматься с карточками Глена Домана с самого раннего детства.
  • Во время занятий настроение у ребенка должно быть хорошее, он должен быть здоров, весел и бодр.
  • Обязательно хвалите малыша за его достижения! Все дети очень любят, когда их родители хвалят и радуются их успехам, пусть даже совсем маленьким успехам. Ребенок, если его похвалить, будет стараться доставить Вам радость снова, будет стремится к большему познанию.
  • Показывать карточку перед глазами ребенка нужно короткое время, где-то 2-3 секунды, главное, чтобы малыш обратил внимание на карточку. Более продолжительное время держать карточку не надо, так это может вызвать потерю интереса у ребенка.
  • Старайтесь ежедневно пополнять материал и показывать новые карточки к тем, которые малышу уже хорошо знакомы. И нежелательно одну и ту же карточку показывать более 3-х раз в один день.
  • Умейте вовремя прекратить игру. Необходимо остановить игру прежде, чем Ваш малыш сам этого захочет. Занятия должны быть короткими.
  • Систематичность и регулярность занятий - залог успеха.

Это все основные принципы, но каждый ребенок - это индивидуальность. Ваша задача, не напрягать ребенка, сделать так, чтобы ему играть в карточки Домана было интересно. Именно играть, а не настаивать на обучении и запоминании. Если Вы заметили, что ребенок потерял интерес к игре, сразу же убирайте карточки и переключайтесь на что-то другое.