Главная | E-mail | Карта

Материалы по теме.
Психология воспитания.
Система раннего развития ребенка Г. Домана.
Система Воскобовича.
Система Мосару Ибуко.
Психология воспитания.
Система Монтессори.
История детской психологии.
Детская психология и физкультура
Вольдорфский метод развития детей.
Детский центр развития.
Детская психология как наука в России.







Вольдорфский метод развития детей.

На фоне нехватки муниципальных традиционных детских садов в стране вообще и в Санкт-Петербурге в частности, активно развиваются частные образовательные учреждения для дошкольников. Они активно используют альтернативные педагогические системы воспитания детей и формирования психологии ребенка. Некоторые частные детские сады успешно строят воспитательный процесс, опираясь на педагогическую систему Монтессори. Не менее популярен вальдорфский педагогический метод воспитания дошкольников.

Основателем вальдорфской альтернативной педагогической системы, которая сейчас становится все более популярной в Санкт-Петербурге, стал Рудольф Штайнер, германский мыслитель конца 19-начала 20 веков и создатель антропософии. Название "вальдорфская" педагогика возникла по тому случаю, что первое образовательное учреждение, основанное на антропософских принципах Штайнера, открылась в 1919 году в Штутгарте на деньги владельца и управляющего сигаретной фабрики Эмиля Мольта. Его фабрика называлась Вальдорф-Астория. Так часть наименования табачной фабрики "вальдорф" и закрепилось за педагогической системой Штайнера, хотя нередко в его честь система также называется "штайнеровской" или "вальдорфско-штайнеровской". В наше время вальдорфское образование становится все более популярным и составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем. Вальдорфская система воспитания практикуется в более чем 950 признанных независимых вальдорфских школах и в 1400 независимых вальдорфских детсадах, расположенных в примерно шестидесяти странах мира.

В то же время в России в настоящее время существует около 50 вальфдорских детских садов. Похоже, что растущая популярность детских садов по педагогической системе Штайнера набирает обороты только в узких кругах людей с определенным, а более конкретно - с теософским мировоззрением, склонных к консерватизму. Это происходит по многим причинам и, прежде всего из-за оторванности вальдорфских детских садов от настоящей действительности. Это выражается в пренебрежении такими атрибутами современности, как магнитофоны, компьютеры, электронные игрушки из магазинов, телевизор и т.д. Такое пренебрежение базируется на одном из основных принципах педагогической системы Штайнера, который можно сформулировать как или принцип "душевной экономии"

Принцип душевной экономии, как "запрет на раннюю интеллектуализацию" - один из основных принципов Штайнеровской педагогики. Он основан на том мнении, что процесс обучения должен развивать у детей только ту деятельность, которую ребенок в состоянии понять и усвоить без насилия над его личностью. Личность ребенка еще не сформирована, мыслительные способности еще только находятся в стадии формирования, и погружение его в мир абстрактных конструкций невозможно без вреда для его детского мягкого "Я". Поэтому запрет на просмотр телепрограмм вызван опасением влияния излишних негативных воздействий на психику ребенка. Принцип душевной экономии или запрет на раннюю интеллектуализацию обосновывается тем, что ребенка необходимо как можно дольше оставлять в его инфантильной детскости, в его сказочном и прекрасном мире фантазий. Раннее развитие мыслительных процессов помешает ребенку раскрывать свои положительные стороны - доброту, доверчивость, искренность. В детских садах по вальфдорской методе развивают память, работают с образным мышлением ребёнка, апеллируют к чувству, а не к интеллекту. Ведь развивая интеллект с раннего возраста, педагог приучает ребенка смотреть на себя со стороны, глазами другого, в результате, ребенок будет как-то на своем уровне рефлектировать и в определенных ситуациях искать способы оправдать себя, свалить вину на другого, критиковать товарища и т.д. Любая рефлексия - это вынесение оценки, а "запрет на оценочность" -- это еще один важный принцип вальфдорской педагогической системы.

Запрет на оценочность очень важен. Любая оценка, выносимая взрослым в любой адрес при ребенке, усваивается детьми именно как оценка. Дети впитывают впечатления как губки воду, и пример взрослого, выносящего оценку другому взрослому или какому-либо поступку ребенка или соседа, воспринимается детьми как сигнал к действию, к состязанию за лучшее качество своего Я, которое недостижимо для негативной или позитивной оценки. Это ведет к состязательности, а от состязательности - к зависти при проигранном состязании или к зазнайству, к чувству превосходства при выигранном состязании. Это ведет к стремлению выделиться и быть лучшим любым способом. А эти желания искажают и деформируют изначально заложенные природой положительные качества ребенка, мешают раскрыться и сформироваться позитивным чертам характера малыша. Воспитатели должны относятся ровно, уважительно и с любовью ко всем детям, независимо от их успехов или неудач. И в этом кроется еще одна трудность в вопросе популярности детских садов по вальфдорской системе. Трудность в подборе кадров -- высокие требования к личности учителя, который, воспитывая детей, сам должен постоянно заниматься самосовершенствования, чтобы избегать отрицательного влияния на детей. Педагог обучает ребенка, прежде всего, собственным примером. Отсюда проистекают особенно строгие требования к воспитателям, их внешнему виду, поведению, речи и образу жизни.

Принцип "запрет на запреты" прямо вытекает из предыдущих принципов "запрет на оценочность" и "запрет на раннюю интеллектуализацию". Но эти запреты для педагогов. Для детей же все разрешено. Естественно, кроме того, когда действия ребенка нанесут вред ему, окружающим или вещам. Естественно, что нельзя портить и ломать вещи, делать что-либо, что может повредить собственному здоровью, нельзя мешать другим людям. Но в остальном ничего запрещать ребенку нельзя. Наоборот, необходимо поощрять интерес детей к приобретению и усвоению им знаний о мире и приобретения практических навыков. В детских садах по педагогической системе Штайнера много внимания уделяется приучению детей к домашнему хозяйству, к рукоделию: девочки учатся вышивать и шить, вырезать фигуры из бумаги, мальчики приучаются к работе с деревом. Танец, пение под аккомпанемент других детишек на простеньких инструментах, ритмика, рисование, постановка представлений также изучаются детьми. Во время подвижных игр и на уроках рукоделия особенно интенсивно развиваются мелкая и общая моторика ребенка, а также индивидуальная и групповая координация движений, что очень важно для интеллектуального и социального развития.

Плюсы вальфдорской системы в том, что дети из вальдорфских детских садов обычно менее конфликтны и агрессивны. Они доброжелательны и умеют слышать другого человека, более милосердны и альтруистичны. Минусы вальфдорской системы воспитания не только в том, что воспитанники этих детских садов, взрослея, вынуждены будут непременно столкнуться с современной жестокой реальностью. Уже в школе, скорее всего, этим детям придется привыкать к совсем другой системе преподавания и в какой-то степени попрощаться с волшебным миром гномов и фей. Дело в том, что дети, посещая вальфдорский детский сад должны еще дополнительно заниматься дома, так как дети из подобных садиков начинают читать только к третьему классу. Это удобно, если ребенок после детского сада поступит в вальфдорскую школу. Ну, а если с такими школами нехватка, и ребенок должен учиться в школе другого типа, то вопросы неизбежно возникнут. Поэтому родителям придется самим готовить ребенка к школе, учить его считать, читать и писать, чтобы ребенок в школе не отставал от сверстников, вопреки запрету на раннюю интеллектуализацию Штайнера.