Главная | E-mail | Карта

Материалы по теме.
Психология воспитания.
Система раннего развития ребенка Г. Домана.
Система Воскобовича.
Система Мосару Ибуко.
Психология воспитания.
Система Монтессори.
История детской психологии.
Детская психология и физкультура
Вольдорфский метод развития детей.
Детский центр развития.
Детская психология как наука в России.








Детская психология и физкультура

Лесгафт П.Ф.

Известный педагог и детский психолог П.Ф. Лесгафт разработал теорию физического образования. Отталкиваясь от принципа сенсомоторного единства человека, Лесгафт ставил интересные эксперименты по общему психофизическому формированию личности. Он настаивал на мысли, что физические упражнения должны быть подчинены более широкой задаче, цель которой "сознательная физическая работа". Он считал важным развитие не мышечного, то есть исполнительского аппарата самого по себе, а умения сознательно им управлять. Необходимо сознательное управление поведением и телом, что возможно только на основе слова. Отсюда принцип детского психолога Лесгафта: учить ребенка управлять движением посредством слова.

Для этого необходимо развивать способности восприятия ребенка и постепенно переводить его от чувственно-образного восприятия к словесной восприимчивости. Это рассматривалось им как важнейшее условие воспитания самостоятельности поведения. Воспитание ума и воспитание тела - это один процесс, а не два, считал Лесгафт. Более того, физическое образование выступает в системе Лесгафта как предпосылка воспитания умственного и духовного. В этом смысле Лесгафт вполне разделял точку зрения античных мудрецов, считавших, как известно, что "в здоровом теле - здоровый дух".

Как и древние римляне, Лесгафт считал, что физически развитый и закаленный организм - благодатная почва для развития нравственной и здоровой духовной деятельности. Он одним из первых отечественных психологов подчеркивал роль мышечных упражнений в этом процессе. С его точки зрения, огромное значение имеет тот факт, что физически развитый человеческий организм способен сознательно управлять мышечными актами, изменять в случае необходимости стратегию поведения, сравнивать и контролировать как его отдельные звенья, так и их взаимодействие.

Подобно Лесгафту значительное внимание вопросам сенсомоторного воспитания уделял и другой выдающийся детский психолог П.Ф. Каптерев. В качестве одного из важнейших требований им выдвигался принцип постепенности и строгой последовательности упражнения органов чувств ребенка.

Он считал, что не систематизированные ощущения производят путаницу в голове ребенка. Однако его внимание концентрировалось не столько на гимнастических занятиях, сколько на игре. Каптерев считал, что игра является мощным фактором, необходимым как для физического, так и для психического развития ребенка. "Не поняв игры, нельзя понять и детства", говорил Каптерев. Развитие детской психологии подтвердило правильность идей не только Лесгафта, но и Каптерева. В настоящее время детские психологи используют как физические упражнения, так и активные и спокойные "развивающие игры".