Главная | E-mail | Карта сайта

Материалы по теме.
Развитие связной речи у дошкольников.
Методика развития речи.
Развитие коммуникативных навыков у детей.
Как научить ребенка общаться со сверстниками.
Как научить ребенка выговаривать буквы
Индивидуальная работа с детьми в детском саду.
Занятия по развитию речи.
Речевое развитие детей раннего возраста.
Система раннего развития ребенка Г. Домана.
Система Воскобовича.
Система Мосару Ибуко.
Психология воспитания.
Система Монтессори.
Вольдорфский метод развития детей.









Детская психология. Метод Монтессори

Одно из важнейших отличий мира детской психики от психологии взрослого - наличие так называемых сенситивных периодов восприятия мира. Это довольно длительные периоды. Фактически детская психология и не состоит из чего-либо иного, чем сенсорика. Дети еще ничего не знают об этом мире в отличие от взрослых, которые, как им кажется, знают об этом нашем мире все. Дети еще только воспринимают предоставленный им после рождения мир. Поэтому каждый ребенок и все дети вместе взятые, постигают этот мир в следующей последовательности: сначала только ощущают его, и только потом, с течением времени постигают, то есть учатся ориентироваться в нем и приспосабливаться к жизни в социуме.

Современные детские психологи установили, что ребенок в своем развитии проходит несколько сенситивных, то есть наиболее восприимчивых, периодов восприятия мира, которые во взрослом состоянии уже никогда не повторятся. И если вовремя не развить имеющиеся у детей способности восприятия мира, то они могут потерять интерес к этому миру на всю жизнь или вернуть ошибки взрослых в их воспитании в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет. Этим, например, объясняются многие случаи так называемых детей "маугли", когда потерянного взрослыми ребенка воспитывали животные. Найденный затем людьми такой ребенок, начисто лишенный социализации с детства, так и не мог приспособиться к жизни в среде себе подобных.

Сенситивные периоды развития ребенка - это важнейшие периоды развития определенных участков мозга. Именно в этот период необходимо создать вокруг ребенка такую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных с этим участком мозга. Но в какое именно время необходима та или иная среда для развития того или иного участка мозга? Современные психологи утверждают, что у ребенка с момента рождения и до 6 лет существуют несколько звеньев психологических периодов, когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Этих периодов несколько и длятся они индивидуально у каждого по-разному от 1 года до 6 лет. Условно обозначают 4 периода от рождения до 3 лет, от рождения до 6 лет, от рождения до 5,5 лет и от 2,5 лет до 6 лет.

На самом деле детская психология сложна и индивидуальна. Она, как слоеный пирог, имеет много порядков, и все они параллельно развиваются. От самого рождения ребенка до 3 лет ребенку дарован период восприятия и копирования порядка его жизни и период активного взаимодействия со взрослыми. Параллельно с первым периодом, с рождения и до 5,5 следует период активного сенсорного развития. В период с 2,5 до 6 лет у малышей возникают и закрепляются социальные навыки, когда они легко воспринимают формы поведения окружающих их взрослых, вежливых или грубых, которые становятся нормами их жизни. И, наконец, параллельно всему этому с рождения до 6 лет психика ребенка проходит сложный этап развития и формирования речи. Все эти выводы психологов лежат в основе метода Марии Монтессори. Поэтому и методика Монтессори "охватывает", в основном, детей в возрасте от 3 до 6 лет.

Этот метод опирается, прежде всего, на саморазвитие детской сенсорики, то есть на развитие органов чувств ребенка. Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время она была невостребована в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас по настоящему только в 90-е годы. Сейчас в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори. Система Монтессори стала известна в России незадолго до Первой Мировой войны. Первый детский сад по методу Монтессори появился в 1913 году. В 1914 году в Петербурге был открыт первый Монтессори - детский сад. К 1917 году таких детских садов в России насчитывалось уже несколько десятков. Однако в 1926 году эта система, ставящая во главу воспитание индивидуальности, была запрещена большевиками. В Италии педагогика Монтессори также была гонима пришедшими к власти фашистами. Мария Монтессори вынуждена была эмигрировать. Несколько лет она провела в Индии. Поэтому в ее систему вошли уроки тишины и космический взгляд на жизнь. Возвращение педагогического метода воспитания Монтессори в Россию произошло в 1991 году. В настоящее время у нас работают сотни Монтессори-групп в начальных школах, несколько начальных Монтессори-школ детских садиков по всей стране с учетом стандартов российского образования.

Мария Монтессори известный врач и педагог, родилась 31 августа в 1870 года в маленьком провинциальном итальянском городке Чиаpавалле. Она стала первой женщиной-врачом в Италии. Работая врачом в детской клинике, она была ученым, педагогом и детским психологом. Мария обратила внимание на умственно отсталых детей, которые без всякого надзора целыми днями бесцельно бродили по коридорам больницы. Их ничто не интересовало, да и они мало кому были интересны. Наблюдая за этими несчастными тенями детей, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов ни к жизни, ни к своему развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужно что-то, чтобы он смог бы найти что-то интересное для себя. Это неопределенное и неуловимое "что-то" она позже сформулировала как наличие или организацию "специальной развивающей среды". И, чтобы организовать такую среду, Монтессори организовывает свою первую школу для умственно отсталых детей. В этой школе с помощью ряда своеобразных заданий, упражнений и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, дети так успешно обучались, что к моменту поступления в школу они по своему развитию ни в чем не уступали нормальным детям.

Метод Монтессори. Система саморазвития.

Уникальность системы Монтессори состоит в попытке наверстать упущенный период сенсорного развития ребенка, который дан ему природой с рождения и длится до 5,5 лет. Это важный период активного развития органов чувств ребенка или сенсорное развитие, как выражаются врачи и детские психологи. Поскольку по системе Монтессори занимаются с детьми до 6 лет, то упущенный период еще можно наверстать. После 6 лет эта упущенная возможность невосполнима.

В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности. Цель методики - развить чуткость зрения, слуха, обоняния, вкуса и мелкой моторики. Эту "систему" различных методик можно назвать бессистемной, ибо в ней нет единых требований и программ обучения. Главное выяснить, что может заинтересовать ребенка, какой предмет, какой цветовой эффект и т.д. И на основании интереса к чему бы то ни было конструировать "развивающую среду", в которой ребенку интересно находиться, двигаться, манипулировать предметами, заниматься ими и проч. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. Принцип системы Монтессори: "Помоги мне сделать это самому!". Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную или "развивающую среду", то есть окружить его вещами, которые ему интересны для занятий, и ненавязчиво научить пользоваться этой средой.

В разных странах "развивающая среда" по методу Монтессори разная. Так, например, по этому методу существуют такие дидактические материалы, как тарелочки для перекладывания предметов из одной тарелочки в другую. Смысл этого упражнения в том, чтобы маленькие дети научились есть ложкой. В Японии их учат есть палочками. В разных культурах метод Монтессори исходит из одного и того же принципа, но использует при этом разные дидактические материалы, помогающие ребенку осваивать именно свою собственную культурную среду. Для маленького ребенка социо-культурная среда, в которой он потерялся благодаря невнимательности и равнодушию взрослых, это целый космос. Это для взрослых вся эта "развивающая среда" кажется незначительной упрощенной. Ведь она состоит из простых, обыденных предметов, которые есть в каждом доме. Но ребенок не может сам для себя создать развивающую среду, он еще очень маленький, а этот мир - огромный и незнакомый. И ребенок должен наверстать время, упущенное в познании этого мира, и найти там определенные ориентиры для адаптации к нему. Ему предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно изучать любые предметы, заниматься с ними, как он хочет. Это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ребенку необходима помощь взрослого, он должен ее получить. Взрослые занимаются не только тем, что организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам. Взрослые воспитатели ненавязчиво и деликатно должны наблюдать и вовремя помочь в случае необходимости. Только взрослый может показать ребенку, как обращаться с любыми культурными предметами. Например, как нужно обращаться с расческой или с зубной щеткой! Точнее всего педагогическую систему Монтессори можно назвать системой саморазвития. В этом и заложено ее главное отличие от других систем.

В детском саду по системе Монтессори по сравнению с обычным детским садом гораздо больше независимости и свободы действий. По словам самой Марии Монтессори "Свобода - это когда то, что хорошо для тебя - хорошо для других"! И это работает, если воспитатель чуток и правильно создает "организующую среду". В остальном распорядке дня, кроме часов работы по саморазвитию детей в специальной "развивающей среде", в детском саду по системе Монтессори все такое же, как и в обычных детских садах: прогулки, сон, музыкальные занятия, игры, физкультура.

Обычное пространство в детских садах Монтессори организовано в виде нескольких пространств или зон: спальная зона, игровая и столовая зоны. Часто спальная организована "нетрадиционно" в виде нескольких многоярусных кроватей, а в игровой комнате все игрушки или, как говорят психологи, "игровой материал" открыто лежит полках. Он всегда доступен для всех детей в отличие от традиционных групп детского сада, где большая часть пособий и игр разложена по шкафам и вынимается только воспитателем. Отдельно, в особой комнате, организовано пространство для создания "развивающей среды". Она также разделена несколькими пространственными зонами: зона практики, зона сенсорики, языка, математики. В некоторых детских садах существуют еще и зона космоса.

В зоне практики есть все, что необходимо в повседневной жизни для самообслуживания и приобретения навыков социальной жизни. В зоне практики развивается мелкая моторика детей, что создает возможность подготовить руку к письму и рисованию. Здесь дети учатся пересыпать мелкие предметы из емкостей различных объемов, переливать жидкости из одного сосуда в другой, манипулировать щеткой и совком для подметания пола. Также детей обучают шнуровать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы или молнию, мыть и вытирать руки, забивать гвозди, ввинчивать шурупы и т.д. Зона практики подготавливает более успешное развитие сенсорики. В зоне сенсорики дети буквально наощупь, "вручную" знакомятся с понятием величин, размеров, форм. В зоне они постигают такие понятия, как сложение, вычитание, деления, постигают таблицу умножения и даже что такое дроби и возведение в степень. Ребенок в каждой зоне активности выбирает себе материал для занятия интуитивно, в соответствии со своим уровнем развития на данный момент и так называемым сенситивным периодом. Дети довольно быстро сами начинают воспринимать эти занятия как работу.