Главная | E-mail | Карта сайта

Материалы по теме.
Психология воспитания.
Система раннего развития ребенка Г. Домана.
Система Воскобовича.
Система Мосару Ибуко.
Психология воспитания.
Система Монтессори.
История детской психологии.
Детская психология и физкультура
Вольдорфский метод развития детей.
Детский центр развития.
Детская психология как наука в России.









Детская психология как наука в России.

В настоящее время детская психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития ребенка и формирования личности на протяжении периода детства. Детская психология как наука начала формироваться в России в начале XX в., но возникла и развивалась она не на пустом месте. Прочным фундаментом для детской психологии явились многие традиции отечественной общественной мысли, развивающейся с середины XIX в. в недрах отечественной психологии, педагогики и философии. Процесс становления и развития детской психологии в России имел ряд особенностей, отличающих ее от западных учений о психологии, несмотря на то, что духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры. Тем не менее, русская общественная жизнь была обусловлена иными, чем в западной Европы, социальными и историческими путями развития общества. Поэтому и формирование такой науки, как детская психология, было отличным от европейского пути при всем неизбежном и существенном влиянии на формирование отечественной детской психологии.

Именно в середине XIX века в России взрывообразно развивались естественные и гуманитарные науки. Именно в середине XIX века интенсивно формировались взгляды на общество и человека, а также на роль человека в обществе. Именно в этот период исторического развития формировались взгляды на развитие рефлексии, на свою национальную самобытность, на свои научные и психические особенности. Тогда-то и начала почти стихийно формироваться и отечественная психология с поиска путей построения ее методологии по причине ее отличий от психологий европейских народов. Прежде всего, необходимо было разработать методологию новой науки и выяснить ее основу. Что есть основа психологии, основа жизни души - физиология или духовная сфера? естественнонаучный взгляд на мир или гуманитарный? Ответ на этот вопрос давал основание для построения научной базы для психологии вообще и детской психологии в частности - либо естественнонаучной либо гуманитарной, на базе философии, с которой она и была связана главным образом до того времени, либо на основе физиологии, как того требовали новые веяния науки и общественные предпочтения. Поскольку главный интерес общества того периода был сосредоточен на прогрессе, то к науке предъявлялись особые требования. Интересовались, прежде всего, развитием естественных наук и их достижения. Это были годы расцвета естественных наук в России, что и наложило естественнонаучный и материалистический отпечаток и на развитие психологии. Итак, существовали две концепции построения психологии. У истоков каждой из них стояли выдающиеся мыслители. Естественнонаучное обоснование психологии обосновывал Иван Михайлович Сеченов, гуманитарнофилософскую базу новой науки отстаивали Памфил Данилович Юркевич и Владимир Сергеевич Соловьев.

Направление Сеченова было ориентировано на исследование генезиса психического развития и пользовалось методы соматического исследований, которые были не только раньше разработаны, но оказались намного точнее, чем гуманитарные способы изучения душевной жизни ребенка. Поскольку русские врачи уже давно стали применять объективные методы исследования развития ребенка и использовали данные о биологическом и физиологическом созревании и развитии детей, то это было огромной базой для обобщений в русле детской психологии. Именно в России первоначальный интерес к детской психологии был подготовлен предшествующим развитием смежных наук - физиологии, педиатрии, психиатрии. Поэтому основные концепции детского развития и были построены в русле естественнонаучной психологии.

В то же время проблемы нравственного развития ребенка, вопросы социализации, изучение роли культуры и художественного творчества в становлении личности с неизбежностью заставляли ученых обращаться и к гуманитарной, философской ветви психологической науки. Большое значение для молодой науки имели не только работы И.М. Сеченова или таких известных педиатров как И.В. Тарханов и Н.П. Гундобин. Влияние К. Д. Ушинского и детских врачей, которые считали, что проблема воспитания нравственной личности является задачей не только педагогики, но и других наук, внесли большой вклад в развитие новой науки.

Однако подлинными инициаторами формирования детской психологии в России были А.П. Нечаев, Н.П. Румянцев и В.М. Бехтерев. Они поставили вопрос о достоинствах комплексного характера детской психологии, главная задача которой психологическое исследование детей. Н.П. Румянцев считал, что детская психология изучает как физическую, так и духовную природу детей и представляет со бой во всех отношениях науку о человеке как предмете воспитания. Задача детских психологов состоит в том, чтобы собрать и систематизировать все, что относится к жизни и развитию детей, найти законы этого развития и установить его периоды. Об этом же писал и В.М. Бехтерев - он полагал, что главной задачей детской психологии является исследование душевных особенностей ребенка и вопросы его воспитания.