Главная | E-mail | Карта сайта

Материалы по теме.
Психология воспитания.
Система раннего развития ребенка Г. Домана.
Система Воскобовича.
Система Мосару Ибуко.
Психология воспитания.
Система Монтессори.
История детской психологии.
Детская психология и физкультура
Вольдорфский метод развития детей.
Детский центр развития.
Детская психология как наука в России.








Занятия по развитию речи

Логопедические игры - это один из наиболее действенных методов развития речи, они способствуют формированию фонематического слуха, артикуляции, силы голоса, речевого темпа, связной речи и пополнению словарного запаса ребенка. Выбор игр для занятия по развитию речи должен в первую очередь основываться на возрастных особенностях ребенка.

Предречевой этап (до 1 года)

В первые полгода своей жизни малыш только готовится к овладению речью, но уже активно реагирует на голос. Приоритетным способом коммуникации на этом этапе является невербальное звуковое общение. Начиная с двухмесячного возраста с ребенком можно играть в простенькие игры такие, как "Откуда раздался звук", при этом с помощью погремушки нужно издавать звуки с разных сторон, приговаривая "А, где это звенит?". Основная задача этой игры - развитие слухового и зрительного внимания.

С 6-ти месяцев, когда малыш начинает лепетать, родители должны постараться добиться от него звукоподражания ("куп-куп", "ля-ля", "на", "дай" и т.п.). Общаться с ребенком нужно развернутыми предложениями, не сюсюкать, но подобные короткие слова необходимо говорить регулярно, так малышу их будет легко запомнить и повторить. Такие старинные народные игры, как "Сорока - белобока", "Ладушки-ладушки" и другие игры с использованием различных рифмованных словосочетаний отлично формируют чувство ритма, развивают моторику, активизируют у ребенка способность подражания.

Этап становления речи (1-3 года)

В этом возрасте игры, развивающие речь, должны усложняться более сложными звукокомплексами, которые сопровождаются координированными движениями. Например, игра "Кто где?" хорошо тренирует произношение отдельных звуков. Взрослый произносит: "Кошечка - во дворе, утки - на траве, козочка - травку жует, лошадка - повозку везет". Малыш должен воспроизвести голос животных и показать, как они двигаются.

Существуют комплексы пальчиковых игр для детей раннего возраста. Эти комплексы достаточно просты в исполнении и довольно легко запоминаются, их функция заключается в совершенствовании координации движений и мелкой моторики.

Этап увеличения словарного запаса (3-5 лет)

В этом возрасте основной функцией логопедических игр является обогащение словарного запаса, а также активное формирование лексического и грамматического строя языка. Примером игры в детском садике в этом возрасте может быть игра "Угадай по описанию". Взрослый простейшими словами описывает предмет (игрушку, овощ, предмет посуды), а ребенок должен угадать. И наоборот, малыш описывает предмет, а взрослый отгадывает.

Сформировать правильное произношение слов помогут специальные скороговорки на определенные звуки. Попросите ребенка озвучить любого персонажа мультфильма или сказки, повторить за ним фразу. Это упражнение способствует развитию силы голоса и нормализации темпа речи.

Игры с мозаикой, пазлами и конструкторами, лепка из пластилина и раскрашивание картинок необходимы для развития моторики рук и пространственного мышления, что благоприятно сказывается на развитии речи ребенка.

Этап сознательного овладения речью (старше 5 лет)

В этом возрасте особенно важна выработка правильного произношения всех букв, развитие связной речи и подготовка ребенка к чтению и письму. Правильное произношение закрепляется в чистоговорках и стихах.

С целью формирования звуковой культуры вводятся такие игры, как "Поймай звуки" (взрослый произносит различные слоги и слова, а ребенок должен громко хлопнуть в ладоши, когда услышит загаданный звук) и " Назови 3 слова" (ребенок должен придумать слова на определенный звук).

Для развития связной речи и обогащения словарного запаса используют следующие игры:

  • "Путаница" - взрослый говорит предложение, в котором перепутаны слова, а ребенок должен исправить ошибку.
  • Я знаю 3 предмета" - взрослый говорит обобщающее слово, например, посуда, овощи, мебель и т.д., а ребенок должен назвать три относящихся к данной группе предмета.
  • "Сочини сказку" - взрослый говорит несколько слов, например, собачка, слон, друг, игра, а ребенок должен придумать короткую историю с их участием.

Родители должны помнить, что с ребенком нужно проводить как можно больше времени, развивая его способности, и тогда он вырастет общительным, грамотным человеком, не отягощенным проблемами с правильной речью.