Главная | E-mail | Карта

Материалы по теме.
Психология воспитания.
Система раннего развития ребенка Г. Домана.
Система Воскобовича.
Система Мосару Ибуко.
Психология воспитания.
Система Монтессори.
История детской психологии.
Детская психология и физкультура
Вольдорфский метод развития детей.
Детский центр развития.
Детская психология как наука в России.







Как научить ребенка выговаривать буквы

Недостатки произношения, как правило, очень тяжело поддаются исправлению и в большинстве случаев становятся одной из причин неуспеваемости младших школьников. Окончательно языковые навыки формируются к 5-6 годам, поэтому до достижения этого возраста родители должны особое внимание обратить на развитие речи ребенка. Наиболее распространенными дефектами произношения является искажение свистящих, шипящих звуков, а также букв "л" и "р". Как научить ребенка выговаривать буквы правильно? В первую очередь, необходимо разобраться с причинами речевых дефектов.

Почему ребенок неправильно выговаривает некоторые буквы?

Очень часто причиной речевых дефектов является сюсюканье и лепетание родителей при разговоре с детками. Таким образом, именно родители закрепляют ошибочное произношение слов. Разговаривая с ребенком, нужно следить за речью, спокойно, грамотно и четко произносить слова, следить за правильным формированием артикуляции у крохи.

Неспособность правильно произносить "трудные" звуки может быть связана с анатомическими особенностями речевого аппарата: короткая уздечка языка, мягкое небо, заячья губа. В некоторых случаях дефекты речи появляются в результате невротических расстройств, снижения слуха или перенесения тяжелого заболевания.

Как научить ребенка говорить буквы

Существует множество приемов постановки правильного произношения, но в первую очередь рекомендуется добиться произнесения звука путем подражания. Для этого нужно медленно и четко озвучить трудную букву, а ребенок должен самостоятельно ее повторить. Занятия лучше проводить перед зеркалом, так малыш будет видеть свою артикуляцию и сможет сравнивать ее с артикуляцией учителя/родителя. Не всегда получается сформировать правильное произношение на первых занятиях, поэтому родителям придется запастись терпением и настойчивостью.

Наиболее легкой в произношении буквой является "ш". При произнесении этого звука нужно округлить и выдвинуть вперед губы, зубы слегка приоткрыть, а кончик языка поднять вверх, так чтобы он образовал щель с небом. Звук "ш" произносится без участия голосовых связок. Буква "ж" произносится также, но с участием голоса. Работу голосовых связок можно почувствовать как легкую вибрацию, если приложить руку к гортани.

Самые "веселые" буквы - это буквы "с" и "з". Для того чтобы их правильно произнести, нужно растянуть губы в легкой улыбке, чуть приоткрыв зубы, кончиком языка прикоснуться к нижним зубам. Буква "с" произносится без участия, а буква "з" ? с участием голоса.



Формирование правильной артикуляции при произнесении буквы "л" осуществляется в 2 этапа. На первом этапе ребенок должен, произнося звук "ы", быстро высовывать язык и убирать его назад. При этом получается звук "бл". На втором этапе высунутый кончик языка следует слегка прикусить, произнося "лллллыыы".

Для правильной постановки звука "р" нужно предложить ребенку быстро и многократно произнести звук "д". Во время произнесения "ддддддд" необходимо указательный палец положить под язык ребенка и быстро передвигать его влево и вправо. Именно так вырабатывается вибрация кончика языка для правильного произношения буквы "р".

Закрепляющие упражнения

После того как ребенок научится верно произносить звуки, необходимо закрепить их произношение в речи. Первые закрепляющие упражнения должны заключаться в многократном повторении разучиваемого звука (жужжание, шипение, рычание и т.д.). Затем необходимо переходить к произнесению слогов с участием "трудного" звука. При этом следует начинать с проговаривания прямых слогов ("ша", "шо", "ра", "ро", "со", "са"), а после переходить к произношению обратных слогов ("аш", "ош", "ар", "ор", "ос", "ас").

Попросите ребенка придумать слова, в которых встречаются "трудные" звуки, или назвать предметы, изображенные на картинках. Родителям следует подобрать ряд поговорок, пословиц или стихотворений, в которых часто встречается закрепляемый звук.

Выдержка и терпение обязательно принесут свои плоды - четкую и чистую речь без изъянов, которая является залогом успешного обучения ребенка в школе.