Главная | E-mail | Карта сайта

Материалы по теме.
Психология воспитания.
Система раннего развития ребенка Г. Домана.
Система Воскобовича.
Система Мосару Ибуко.
Психология воспитания.
Система Монтессори.
История детской психологии.
Детская психология и физкультура
Вольдорфский метод развития детей.
Детский центр развития.
Детская психология как наука в России.









История Детской психологии в России

Среди ключевых вопросов, изучавшихся детской психологией конца 19 - начала 20 века были проблемы соотношения психического и физического развития детей, становления их личности, а также анализ причин неуспеваемости среди учащихся гимназистов и учеников реальных училищ. Исследование психического развития ребенка привело многих ученых к мысли о значимости семьи и семейного климата в процессе формирования психически здорового ребенка. Многие ученые старались не только проанализировать основные задачи семейного воспитания, но и начать систематическое просвещение родителей в вопросах формирования и развития детской психологии. Энтузиастами были организованы родительские кружки, выпускались книги и журналы, как популярные, так и научные по семейному воспитанию. В частности доктор Каптерев организовал выпуск серии брошюр по проблемам семейного воспитания и обучения детей. Большое значение для развития детской психологии имели и постоянно издаваемые журналы, в том числе и с переводными статьями ведущих зарубежных специалистов. Систематически издавались книги по детской и педагогической психологии как отечественных, так и иностранных психологов. Под редакцией М.М. Рубинштейна была издана серия книг "Великие педагоги" и огромная серия книг "Душевная жизнь детей" под редакцией Н.Д. Виноградова и А.А. Громбаха. Выпускались книги в сериях "Психологическая библиотека", "Практическая школьная энциклопедия", организовывалось большое количество кружков и открытых общественных университетов для всех желающих ознакомиться с последними достижениями детской психологии.

Об интенсивной работе отечественных детских психологов свидетельствует тот факт, что с 1906 по 1916 г. учеными было проведено пять Всероссийских съездов по психологии. Все эти съезды были посвящены вопросам педагогической и экспериментальной психологии. Ученые исследовали не только роль семьи в развитии психологии ребенка, но и роль начальной школы, а затем и гимназии. Они упорно искали технологии оптимизации умственного развития ребенка, пытались проанализировать причины школьной дезадаптации. Детские психиатры занимались профилактикой школьных болезней, исследовали развитие школьной утомляемости, динамику формирования письма и чтения, развитие произвольного поведения и интеллекта на уроках. Большое значение для организации школьной жизни имели экспериментальные работы, посвященные исследованию причин умственного утомления. Эти работы проводились совместно психологами, педагогами и врачами. В результате этой деятельности детская психология стала одной из ведущих областей отечественной психологической науки, а идея необходимости психологической диагностики и участия психолога в образовательном процессе прочно вошли в школьную жизнь.


Но нельзя не учитывать состояние умов в тот период, когда исследования развития личности были связаны с традициями отечественной гуманитарной науки, с идеями нравственного самосовершенствования личности. Идеи Соловьева о личностном становлении человека строились на развитии осознанности в ребенке. Он отстаивал гуманитарнофилософскую базу детской психологии, как новой науки, и считал, что полноценное развитие личности ребенка невозможно без его сознательного стремления к построению себя как личности. Соловьев, а вслед за ним и Рубинштейн считали, что "Личность не дар природы, а дитя человеческой духовной свободы, пользуясь которой человек как бы в противовес природе творит самого себя". Среди наиболее важных факторов, определяющих развитие ребенка и его личности, Соловьев считал нравственные ценности, царящие в обществе, и культуру, как практическое выражение этих ценностей. Представители гуманитарно-философской школы детской психологии ввели понятие "культурно-нравственной силы", развитие которой в ребенке и является целью взрослого.

Несмотря на это, общая тенденция развития новой науки и, следовательно, наибольшее количество работ по детской психологии основывалось на принципах естественнонаучной психологии, заложенных Сеченовым. Большой вклад в развитие отрасли психологической науки, изучающей закономерности возрастных этапов психического развития ребенка, внесли ученые психологи конца 19 - начала 20 веков Г.И. Россолимо и В.П. Кащенко. Именно они стали первыми, кто выделил из общей психологии детскую психологию как самостоятельную научную отрасль. Они стали инициаторами создания первых педологических лабораторий, открытых Кащенко в Московской педагогической академии. Именно тогда и родилась детская психология сначала в виде педологии, как комплексной науке о ребенке, которая ставила перед собой задачу всестороннего изучения ребенка и составления целостного представления об его жизни и психическом развитии. Главным объектом исследований Кащенко и Россолимо стали "трудные" и умственно отсталые дети и, конечно, возможность или невозможность их обучения чему-либо. Особенно ценными в разработке методов диагностики детей и в создании тестов стали исследования Г.И. Россолимо. Его тесты по определению общей умственной одаренности и развитости ребенка, разработанные еще в начале века, были популярны очень долго и применялись даже в практике советских школ в 20-30-е годы.

Осенью 1904 г. в Петербурге открылись под руководством А.П. Нечаева первые в России педологические курсы для врачей психиатров с целью распространения научной информации о новой науке и привлечения как можно большего числа врачей для совместной выработки обоснования методов исследования психических и физиологических особенностей детского и юношеского возраста. Кроме того, такие курсы способствовали обмену опыта между врачами и сбора практического материала в сфере детской психологии. Более того, для более широкого распространения педологических знаний А.П. Нечаев и Н.П. Румянцев начали выпуск серии книг по педагогической психологии и педологии. В этот период выходили и журналы по детской психологии: "Вестник воспитания", "Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии", "Педагогические известия".

А.П.Нечаев, А.П. Румянцев, Г.И. Россолимо и В.П. Кащенко были подвижниками создания детской психологии, но все же они были больше практиками и популяризаторами зарождающейся новой науки. Научные основы детской психологии заложил великий психиатр В.М. Бехтерев. Он перешел от существовавшего в то время эмпирического решения вопросов воспитания и обучения детей методом проб и ошибок к научно-исследовательской разработке естественнонаучной, физиологической основе педологии. В.М. Бехтерев создал целую сеть педологических учреждений, состоящих из двух видов - научно-лабораторные и научно-клинические. В 1907 г. им было создано отделение детской психиатрии или педологическое отделение в Петербургском психоневрологическом институте, которое на долгие годы стало ведущим центром педологических исследований. Бехтерев понимал, что при разработке психоневрологических методов исследования психики ребенка необходимо было учитывать одно из основных качеств детской психологии - целостность. Целостность психики ребенка диктовала сложную системность подхода к исследованию. Методами, Бехтерева являлись, прежде всего, наблюдение за ребенком и его поведением, и только затем естественный и рефлексологический эксперименты, разработанные в совместно со сподвижниками великого психиатра, А.Ф. Лазурским и А.П. Нечаевым. Для лучшего наблюдения и понимания целостности детской психики использовались не только наблюдения. Но наблюдения в совокупности с анкетами и другими биографическими материалами. Все анкетные данные рассматривались на фоне обширных статистических исследований. На базе полученных материалов сотрудники Бехтерева М. М. Рубинштейн, А.Н. Нечаев, Н.Е. Румянцев, П.П. Блонский, М.Я. Басов, А.С. Залужный, Л.С. Выготский и А. Ф. Лазурский создали антропометрический метод исследования детской психики.


А.Ф. Лазурский

Для экспериментального исследования психики детей А.Ф. Лазурский и А.П. Нечаев создали одну из первых психологических лабораторий по исследованию детской психики в Петербурге, которая впоследствии была реорганизована в Психологическую лабораторию в Психоневрологическом институте Бехтерева. Лазурский на протяжении многих лет возглавлял эту лабораторию, неустанно ища все новые и более совершенные способы психологического исследования. Он выступал за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство врача в жизнь ребенка должно быть не пугающим и насильственным, но непременно проводиться в естественной и непринужденной, простой обстановке. Это давало возможность исследовать не отдельные психические процессы и явления, как это обычно делалось в те времена, а психические функции и самую личнocть в неразрывной связи. Этот подход, изложенный в работе А.Ф. Лазурского "О естественном эксперименте" (1911 г.), имел особенно большое значение для возрастной психологии и педологии. Именно естественный эксперимент в наиболее естественной обстановке дает не только более полные, но и более объективные данные об индивидуальных особенностях детей по сравнению с лабораторным экспериментом, часто неприемлемым в детской психологии.

Работая в лаборатории, Лазурский разработал оригинальную концепцию "научной характерологии". Основой концепции являлась идея Лазурского о том, что индивидуальные особенности любого человека и, в том числе, ребенка связаны с деятельностью нервной системы. Исходя из наклонностей, способностей, темперамента и других индивидуальных качеств личности, можно выстроить полную классификацию всех типов характеров, которая и должна составлять основу психологии человека. Лазурский считал, что существуют два типа душевной деятельности - эндопсихической (внутренней) и экзопсихической (внешней). Или, как выражаются в наше время, интровертной (внутренней) и экстравертной (внешней) жизнью души. Лазурский высказал ее в курсе лекций "Общая и экспериментальная психология" (1912год). Он утверждал, что внутренняя жизнь души основывается, прежде всего, и главным образом только на врожденных свойствах человека. Она определяет наклонности и способности ребенка, формирует его темперамент, характер и другие прирожденные стороны личности. Внешняя жизнь души или экзопсихическая сфера формируется в процессе жизни под влиянием окружающей среды - семьи и общества. То, как ребенок относится к миру и людям, Лазурский обозначал термином "категории отношения к окружающей действительности". Введение "категории отношения" стало большим шагом вперед в развитии психологии по сравнению с механическими представлениями, согласно которым воздействия среды на организм происходят по типу внешних толчков. Обобщая материалы исследований и сравнивая разные уровни развития детей и их разных эндо- и экзогенных факторов, Лазурский разработал первую типологию личности, необходимую для построения системы диагностики и коррекции разных типов отклонений в процессе психического развития ребенка. Идеи Лазурского были связаны с общим подходом к детской психологии, которая в 1905-1906 гг. была введена в качестве учебной дисциплины в отечественных педагогических институтах, и стала одним из важнейших курсов.