Главная | E-mail | Карта

Материалы по теме.
Психология воспитания.
Система раннего развития ребенка Г. Домана.
Система Воскобовича.
Система Мосару Ибуко.
Психология воспитания.
Система Монтессори.
История детской психологии.
Детская психология и физкультура
Вольдорфский метод развития детей.
Детский центр развития.
Детская психология как наука в России.







Развитие связной речи у дошкольников

Первоочередной задачей при подготовке к школе является развитие связной речи ребенка. Такая речь представляет собой умение последовательно излагать мысли без отвлечений на лишние детали. К 6 годам дошкольник должен уметь составлять связный рассказ, находить признаки сходства и отличия между предметами, а его словарный запас должен состоять не менее чем из 2000 слов.

Особенности связной речи

Различают два вида связной речи - это диалогическая и монологическая речь. Диалог подразумевает быструю и точную формулировку ответов и вопросов. При этом предложения, как правило, односложны и наполнены междометиями и интонациями. Монолог предполагает образное, эмоциональное повествование, без отвлечения на детали. Таким образом, развитие связной речи у дошкольника неразрывно связано с развитием творческого и логического мышления.



Методы формирования связной речи:

  • Пересказ - это наиболее простой метод, который позволяет эффективно научить ребенка выделять главную информацию и, придерживаясь сюжетной линии, рассказывать ранее услышанное.
  • Рассказ по картинкам поможет научить ребенка выделять главных действующих лиц, рассказывать об их взаимодействии, что способствует развитию детской фантазии.
  • Сравнительное описание различных предметов способствует развитию аналитического мышления.
  • Творческий рассказ развивает образное мышление, помогает ребенку побороть страх высказывания собственных чувств и мыслей, учит не бояться публичных выступлений.

Игры для развития речи

"Расскажи, какой?"

Родители демонстрируют предмет и просят ребенка описать его:
Карандаш - длинный, красный, твердый.
Подушка - большая, мягкая, белая.

"Угадай, кто?"

Нужно попросить ребенка угадать спрятанный предмет по описанию.

"Сравнение"

Ребенок должен сравнить несколько предметов или животных. Например: у куклы Маши волосы темные, а у куклы Нины - светлые.



Практические советы родителям

Проще всего навыки связной речи развиваются при свободном общении с взрослыми, а также во время творческих игр. Например, возвращаясь с прогулки, попросите малыша описать предметы, которые он видит вокруг себя, или пересказать просмотренный ранее мультфильм. При этом нужно акцентировать внимание ребенка на деталях и частях предметов: "Вот машина. Какая она? ... Красная". "Вот дом. Из чего он состоит? … Из крыши, стен, окон…". Старайтесь читать крохе больше стихов, сказок, рассказов, это увеличивает словарный запас. Читая сказку, предложите малышу описать картинку, задавайте наводящие вопросы, подсказывайте ответы.