Главная | E-mail | Карта сайта

Материалы по теме.
Развитие связной речи у дошкольников.
Методика развития речи.
Развитие коммуникативных навыков у детей.
Как научить ребенка общаться со сверстниками.
Как научить ребенка выговаривать буквы
Индивидуальная работа с детьми в детском саду.
Занятия по развитию речи.
Речевое развитие детей раннего возраста.
Система раннего развития ребенка Г. Домана.
Система Воскобовича.
Система Мосару Ибуко.
Психология воспитания.
Система Монтессори.
Вольдорфский метод развития детей.








Система Масару Ибука

Человеческое мышление - это особая сложная психическая способность. Конечно, эта психическая способность волнует родителей, серьезно выбирающих для своих детей тип воспитания и изучающих методики раннего развития детей. Что такое ранее развитие ребенка, возможно ли это? Правильно ли это? Детская психика и детское мышление - особо тонкая материя. И надо знать такие азы психологии, например, что мышление начинается тогда, когда ребенок отказывается от прямого достижения цели и начинает искать средства достижения недоступной цели. Таким образом, психика ребенка начинает осваивать область "мыслительных" процессов. Ведь поиск средств достижения цели - это уже мыслительная задача.

Философы всех времен и народов всегда разграничивали два типа мышления: рассудок и разум. Рассудок - это возможность человека классифицировать и группировать все окружающие предметы и на основе этой классификации вырабатывать правила действия. Разумное мышление направлено на выявление в хаосе, в группе самых разнообразных предметов чего-либо, что объединяло бы все непохожие предметы в некую систему для того, чтобы в этой системе найти главное и основополагающее. Разумное мышление - это не группировка и не классификация объектов. Разумное мышление - это поиск в объектах некоторой системности, а уже внутри этой системности утверждение главного и второстепенного. Такое мышление называют еще теоретическим мышлением. Существует достаточно много методик, позволяющих изучать или экспериментировать в процессе развития теоретического (разумного) мышления, особенно у детей. Все эти методики исследовательского характера. Они создаются и предназначены для психологов-исследователей. Но актуальная задача сегодняшнего дня - превратить разработки воспитательных и развивающих методик детских психологов в портативные. И одним из первопроходцев в решении этой задачи стал не педагог и не психолог, а инженер и предприниматель, один из основателей японской корпорации электронной техники "Sony" Масару Ибука.



Раннее развитие детей не только возможно, но и правильно! К такому выводу пришел Масару Ибука, который давно интересовался образованием и воспитанием детей. Масару Ибука задался вопросом, почему все дети, такие одинаковые при рождении, вырастают с разными способностями и характерами. Почему в мире так много несчастных детей? Ребенок должен расти счастливым и получать такое воспитание и образование, чтобы вырасти добрым, здоровым и умным.

Изучая научные достижения японских и зарубежных ученых, Масару Ибука учел их вывод о том, что развитие клеток головного мозга человека завершается на 80% в самом младенчестве, конкретнее - к трехлетнему возрасту. Идея о возможности раскрыть потенциал человеческого мозга потрясла Масару Ибука. Он разработал новаторскую теорию о занятиях с детьми, начиная с самого рождения, а в 1969 году создал знаменитую "Японскую ассоциацию раннего развития".

До второй половины 20 века считалось, что у ребенка с момента рождения и до 6 лет существуют несколько звеньев психологических периодов, когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Этих периодов несколько и длятся они индивидуально у каждого по-разному от 1 года до 6 лет. Современные психологи условно обозначали 4 периода развития ребенка: от рождения до 2,5 лет, от рождения до 3 лет, от рождения до 5,5 лет лет и до 6 лет. Это сенситивные периоды развития ребенка, важнейшие периоды развития определенных участков мозга. Именно в этот период необходимо создать вокруг ребенка такую среду, чтобы она способствовала развитию разнообразных навыков. Такое мнение врачей психотерапевтов и психологов лежит в основе воспитательного метода Монтессори.

Но в какое именно время необходима та или иная среда для развития того или иного участка мозга? Масару Ибука решил начать с самого начала, с рождения ребенка, так как умственные способности человека развиваются только в первые три года жизни. Только в первые три года жизни возможно раннее развитие ребенка, когда дети жадно впитывают информацию окружающего их мира. Только в первые три года жизни любой ребенок легко научится говорить на иностранных языках, плавать, рисовать, писать, читать, играть на музыкальных инструментах и даже ездить верхом. М. Ибука даже написал ряд книг, посвященных проблеме раскрытия, практически, безграничных возможностей мозга ребенка. Самая известная его книга "После трех уже поздно", изданная в 1971году, перевернула традиционные представления о развитии детей. Это книга не дает практических советов, как и чем заниматься с ребенком. Это - фундаментальная книга, и написана она именно в конце 20 века, когда в мире заговорили о надвигающейся возможности необратимого угасания развития способностей человека. Именно в противовес этому Масару Ибука одним из первых поставил вопрос о безграничной возможности развития ребенка. При условии именно раннего развития.



О целях метода раннего развития ребенка сам автор теории сам Масару Ибука писал так: "Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым, а не воспитание гениев... Основная цель этой теории предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта; его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста; главное - развить в ребенке безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире."

Масару Ибука считал, что способности и характер ребенка не предопределены от рождения, но формируются средой, родителями и воспитателями, большей частью в первые три года его жизни. После трех лет, в более позднем возрасте, обучение чтению и письму и другим предметам отнимает намного больше времени и сил. До трех лет ребенок очень близок к животному: он еще не способен логически мыслить, он полагается лишь на свою интуицию и инстинкты. У детей нет четких, устоявшихся представлений о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Именно поэтому огромное влияние на формирование стереотипов поведения и на характер новорожденного оказывают в период развития мозговых клеток (т.е. в первые три года жизни) благоприятные или, наоборот, неблагоприятные условия окружающего его мира: его дом, его семья.

Как взрослые из окружающего ребенка мира относятся к нему, понимают его или нет? Хотя бы пытаются взрослые понять, о чем плач ребенка или не обращают на него никакого внимания? Все это формирует в будущем человеке открытость или замкнутость, благожелательность или враждебность. Неважно, что ребенок еще очень мал и не умеет объяснить своей просьбы. Крик ребенка - это уже слово, так как говорить по-другому он еще не научился. Главное понять, что он - уже человек и что он о чем-то вас просит. Когда ребенок чем-то недоволен и плачет, нужно выяснить причину его недовольства, просто так ни один ребенок не заплачет. Если вы будете регулярно ругать ребенка за крик, или не поймете причину плача, или просто не будете обращать на него внимания, это может создать у него стресс одиночества, а при регулярном игнорировании его крика впоследствии сделать ребенка более эгоистичным и упрямым.

Нельзя также и в первый год жизни баловать ребенка, а потом вдруг стать строгими, это поставит его в тупик, он не поймет такой перемены, он будет капризничать и бурно протестовать. Чтобы ребенок сразу понял, что такое "хорошо", а что такое "плохо", гораздо результативней регулярно показывать ребенку границы дозволенного. Для этого необходимо создавать у него приятные эмоции, когда он делает что-то хорошо, и неприятные, когда он поступает плохо. Но похвалой и наказанием нужно пользоваться очень осторожно. Особенно наказанием. Необходимо, чтобы наказание не вызвало у ребенка противоположной реакции, то есть открытого неповиновения. Тем не менее, полезно знать, что в возрасте до одного года малыша не оскорбляют физические наказания. Но очень быстро, буквально за год-два, к 2-3 годам, у детей развивается чувство собственного достоинства. Ребенок начинает ощущать свое "Я" и может остро реагировать, если его отшлепать. Поэтому "шлепать" ребенка можно только пока он еще слишком мал, и не может воспринять это как оскорбление. Такой тезис новатора Масару Ибука полностью совпадает со старой традицией крестьянской Руси, когда повсеместно бытовала поговорка: "Наказывай дитя, когда оно лежит поперек лавки. Ляжет вдоль, поздно будет". Таким образом, раннее развитие ребенка на традиционный русский крестьянский манер или на манер японского новаторского метода Масару Ибука - это прочный фундамент доброго и счастливого характера ребенка.

В раннем возрасте у ребенка развивается музыкальный слух, сенсорная реакция и навыки. До трех лет очень ответственно развитие физических способностей, в первую очередь координация движений и чувство равновесия. В раннем возрасте, именно до трех лет, у детей закладывается и основа эстетического восприятия мира. При этом у ребенка нет еще таких понятий, как "трудно" или "легко", поэтому учить ребенка русскому или английскому языку, знакомить с музыкой Баха или детскими песенками можно одновременно. Не надо бояться "перекормить" ребенка информацией или перевозбудить его нервную систему: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию.

Интерес - вот лучший стимул в воспитании и развитии ребенка. Но здесь есть одна проблема: интерес необходимо использовать крайне осторожно, потому что интерес ребенка к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытство его безгранично. Если предоставить малыша самому себе, его внимание будет рассеиваться и перескакивать с одного предмета на другой. В этом нет ничего страшного, так как это свойственно детскому возрасту. Но попытка насильно удержать внимание ребенка на чем-то одном может произвести обратный эффект, когда ребенок потеряет всякий интерес к чему-то, что ему навязывают, что его заставляют, принуждают и т.д. Дети не терпят принуждения и уходят от него любыми способами вплоть до открытого неповиновения и протеста. Любопытство - важное условие познания мира и совершенно необходимо для раннего развития интеллекта детей. Поэтому интерес необходимо стимулировать, но не грубо. Самый лучший стимул интереса - это повторение. Повторение не надоест ребенку до тех пор, пока он не поймет модели действия предмета и не усвоит чего-то, что ему было непонятно. Способности ребенка к усвоению и запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении.

Не бойтесь, если ребенок целый день занят повторением чего-то одного, если ему это нравится. Усвоив что-то одно, он будет успешнее и в другом, так как успех усвоения на чем-то одном придаст ему больше уверенности в себе. Но следите, чтобы ребенок не задерживался слишком долго на чем-то одном, не давайте ему зациклится на успехе и остановиться в своем развитии. Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, а не сосредоточиваться на чем-то одном. Поэтому пытайтесь регулировать количество игрушек. К игрушкам освоенным и надоевшим постепенно добавляйте что-нибудь новенькое, но не заваливайте его грудой новых дорогих игрушек сразу и надолго. Детские психологи установили, что множество игрушек подавляет ребенка. Ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной, выбранной им самим игрушкой игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Часто это совсем необычные, а иногда и бытовые предметы. Не отбирайте их у детей. В его воображении кусок дерева или сломанная крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро. Ему это будет куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина. Не стоит убирать подальше все, что может быть опасно для ребенка. Это практически создает вакуум вокруг ребенка и препятствует развитию его тактильных ощущений. Спички, конечно же, или иголки убирать необходимо. Но, например, молоток или электрический чайник, фен и т.д. можно предоставить малышу для освоения. Только не включайте электроприборы в розетку, и все будет в порядке. Каждый ребенок, независимо от степени его одаренности, заслуживает внимательного к себе отношения, поощрения и помощи. Тогда он будет максимально развивать все лучшее в себе. Ведь для ребенка важен не результат его деятельности, а сам процесс. Это процесс освоения огромного мира, который начинается с изучения его частички в виде какого-то объекта. Пусть ребенок трудится столько, сколько может.

Ни одна область человеческой деятельности не должна быть упущена от внимания воспитателей. Вкусы ребенка, так же как и другие чувства, формируются почти полностью между годом и тремя. Если кормить ребенка одной и той же пищей изо дня в день, его вкусы не разовьются, и он будет отказываться от всякой новой пищи. Это лишняя привязка к материальным привычкам, а она вредна. Например, не следует кормить ребенка одним и тем же, только тем, что полезно. Очень важно, чтобы он получал удовольствие от еды, и чтобы еда была как можно более разнообразной. Вкус - это не только еда. Вкус - это еще и одежда, и альтернативное восприятие всего прекрасного в мире. Поэтому начинайте знакомить ребенка пораньше с подлинным искусством. Если у него в мозгу, который пока что еще как чистый лист бумаги, запечатлеются картины старых мастеров и музыка Моцарта и Бетховена, они и будут влиять на его вкусы. Если же в его мозгу отпечатаются подделки и книжки с примитивными картинками, он будет нечувствителен к подлинному искусству.

Все вышесказанное, конечно, относится к воспитателям ребенка, которые должны ежесекундно думать и анализировать каждое движение малыша. Поэтому воспитание и раннее развитие ребенка не может обойтись без родителей. Самое лучшее воспитание и развитие для ребенка - это материнская любовь и тактильное общение с ней с самого первого дня рождения. Только родители, и особенно мать, могут быть успешными воспитателями и дать ребенку раннее развитие и счастливый характер. Если принцип доверия к людям впитан ребенком с молоком матери, ребенок вырастет личностью, способной принять на себя ответственность за будущее общества. Даже если ребенок умнее других, но не доверяет людям, он не сумеет многого добиться в жизни.

Отец может вырастить из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности. Самое главное занятие для родителей - это воспитание детей. Не следует передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он маленький. Главное в воспитании - умение создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома. Поэтому раннее развитие ребенка начинается с воспитания и самовоспитания родителей. Родителям надо все время учиться, анализировать, осмыслять и думать. А если надо - то и самообразовываться в области психологии и педагогики. Но не стоит поддаваться влияниям новомодных теорий воспитания и развития детей, бросаться от одного новшества к другому. Каждая мать должна более полагаться на себя, вырабатывая каждый свой собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегченных методов. Материнская уверенность в себе, ее любовь и твердость ее характера очень важны для воспитания ребенка.