Главная | E-mail | Карта сайта

Игры и развивающие методики.


Развитие способностей ребенка


Как научить ребёнка быстро считать?


Индивидуальные развивающие занятия с детьми


Изучение азбуки для детей


Готовим руку к письму


Детская литература


Развивающие занятия в детском саду.


Кроссворды и головоломки для детей.


Развитие и обучение детей по кубикам Зайцева.


Развивающие настольные игры.


Детские настольные развивающие игры.


Предметно-развивающая среда детского сада.


Развивающие картинки животных для детей.







Обучение чтению по слогам

Современная школьная программа для младших классов довольно насыщена, поэтому желательно, чтобы ребенок перед поступлением в первый класс уже умел читать по слогам. Многие частные детские сады и центры развития детей работают по специальным развивающим методикам, которые предусматривают ранее обучение чтению и письму. К сожалению, в муниципальных детских садах дошкольной подготовке отводится недостаточно внимания, поэтому родителям приходится заниматься с ребенком чтением самостоятельно или с привлечением сторонних специалистов.

С какого возраста можно начинать обучение чтению по слогам?

Ответ на этот вопрос неоднозначен. Сторонники раннего развития ребенка уверены, что читать ребенок может едва ли не с пеленок, ну или хотя бы с 2-3 лет, причем это способствует ускорению общего развития. Педагоги и психологи с более консервативными взглядами считают, что наиболее оптимальным возрастом, в котором ребенка нужно учить читать, является возраст 5-6 лет, поскольку в этом случае чтение будет носить сознательный характер. Родители должны самостоятельно сделать выбор в пользу одной из точек зрения, основываясь на индивидуальных особенностях ребенка, уровне его развития и готовности к обучению.



Готов ли кроха учиться читать?

Вам кажется, что кроха уже вполне готов освоить чтение. Но основываться нужно не только на предположениях, но и на объективных показателях. Обучение чтению по слогам можно начинать только в том случае, если:

  • речь полностью сформирована, ребенок говорит предложениями и может составить вполне связный и логичный рассказ;
  • логопедические нарушения отсутствуют, то есть малыш свободно и правильно произносит все буквы алфавита, включая сложные "р", "ш", которые многим не даются вплоть до 5 лет;
  • фонематический слух ребенка развит хорошо, то есть он, правильно различает звуки, сопоставляет их с верными буквами.
  • малыш ориентируется в пространстве, не путает понятия вверх и вниз, вправо - влево;
  • ребенок знает все буквы русского алфавита и соответствующие им звуки.

Рекомендации родителям

Родители должны запомнить, что любой процесс обучения должен быть увлекательным и ненавязчивым. Самое главное - это пробудить у ребенка интерес к чтению, а затем постоянно подогревать его. Сделать это можно, используя игровые моменты. Например, учить буквы (а как мы говорили выше, пока они не выучены, не стоит и пытаться что-то там читать) можно с помощью "говорящей" азбуки, нажимая "наперегонки" определенные буквы. Можно вместе с ребенком вылепить буквы из теста или вырезать из картошки, пожарить их и, съедая, выговаривать каждую букву. Не стоит говорить ребенку официальное название буквы, произносите их как соответствующие звуки (например, не "эн", а "н", не "ка", а "к"). Для того чтобы объяснить, что такое гласные и согласные звуки, пойте их. Гласные звуки можно петь, а согласные - нельзя.

После того как буквы будут выучены, приступайте к изучению слогов. Проще всего начинать с открытых слогов (заканчиваются гласной буквой), а затем учить закрытые слоги. Закрепляйте и повторяйте выученный материал при любом удобном случае: составляете слоги на кубиках, карточках, просите ребенка поискать знакомые слоги на вывесках магазинов, названиях мультфильмов, в детских книжках и т.п.

Пробовать читать целые слова можно не раньше, чем кроха "на отлично" усвоит правила чтения слогов. Сначала следует подбирать слова со сходными слогами (ма-ма, ра-ма, ка-ша, ма-ша), затем слова с открытыми и закрытыми слогами (об-ла-ко, ар-буз). Не нужно акцентировать внимание на скорости и выразительности чтения. Сейчас главная задача - это просто научиться читать.



Методические пособия в помощь родителям

Конечно, можно научить ребенка читать по слогам при помощи подручных средств. Но существенно упростить процесс помогают всевозможные пособия по обучению чтению ребят дошкольного возраста, которые представлены в огромном ассортименте. Классикой являются пособия, составленные российским логопедом Н.С. Жуковой, у которой есть и азбука, и букварь. Стоит также запомнить, что заниматься с крохой надо для начала не более 10-15 минут в день, постепенно увеличивая это время. Как только вы заметите, что ребенок устал и начал отвлекаться, убирайте книжку в сторону.

Поскольку компьютер сегодня есть практически у каждой семьи, существует еще один распространенный способ обучения ребенка чтению - компьютерные программы. Их тоже огромное множество, причем часто разработчики используют образ героев популярных мультфильмов, которые вместе с ребенком учат буквы и осваивают чтение. Отзывы психологов о таком способе обучения неоднозначны. В любом случае, проводить за компьютером дошкольнику можно всего 5-10 минут в день. Так что способ этот можно использовать как закрепляюще-вспомогательный для детишек постарше (от 5 лет).