Главная | E-mail | Карта сайта

Игры и развивающие методики.


Изучение азбуки для детей


Готовим руку к письму


Детская литература


Развивающие занятия в детском саду.


Кроссворды и головоломки для детей.


Развитие и обучение детей по кубикам Зайцева.


Развивающие настольные игры.


Детские настольные развивающие игры.


Предметно-развивающая среда детского сада.


Развивающие картинки животных для детей.







Индивидуальные развивающие занятия с детьми

Индивидуальный подход в воспитании позволяет наиболее полно учесть личностные характеристики ребенка и реализовать его индивидуальные возможности, раскрыть творческий потенциал. Индивидуальные развивающие занятия с детьми должны ориентироваться на преодоление имеющихся проблем и предупреждение возможных трудностей. Такие занятия проводятся по отдельно составленной и подобранной программе, которая обычно включает элементы игр и упражнений, направленных на физическое и творческое развитие ребенка, усовершенствование его коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

Планирование индивидуальных занятий возможно только после диагностики личностных характеристик ребенка, которую проводит детский психолог. Такая диагностика основывается на особенностях развития ребенка с позиций клинического диагностирования и тщательной психолого-педагогической проверки.



В каких случаях необходимы индивидуальные занятия в детском саду

Индивидуальная форма воспитания и развития ребенка не может быть основной, так как индивидуальные занятия неэкономичны по времени. Например, на одно индивидуальное занятие воспитатель должен потратить примерно 15-20 мин, группы в детских садах состоят в среднем из 20 человек, следовательно, на индивидуальное обучение воспитатель затратит более 6 часов в день, а это практически не реально. Помимо всего вышесказанного, более продуктивно дети работают в коллективе во время фронтальных или групповых занятий.

Но в отдельных случаях индивидуальные развивающие занятия с детьми становятся необходимостью. В первую очередь это касается детей с недостатками в физическом, психологическом или умственном развитии (например, часто болеющие дети, неусидчивые, возбудимые, импульсивные, заторможенные и др.). Индивидуальные занятия с такими детьми позволяют корректировать знания и навыки, помогают им управлять собственными психическими процессами. В индивидуальных развивающих занятиях нуждаются дети с яркими способностями к какой-либо деятельности (к пению, рисованию, математике), а также дети с доминирующими познавательными интересами.

Преимущества индивидуальных занятий

Основное преимущество индивидуальной формы занятий заключается в возможности подбирать приемы воспитания в соответствии с уровнем развития конкретного ребенка. Продолжительность и темп индивидуальных занятий более гибкий по сравнению с фронтальными занятиями.

Индивидуальные и групповые развивающие занятия отличает психология воспитания и позиция педагога. Если в процессе группового занятия воспитатель играет роль наставника, то во время индивидуальных занятий он становится одновременно партнером, что позволяет ребенку проявить больше инициативы.



Основные структурные элементы индивидуальных развивающих занятий

Как правило, индивидуальная программа развития для дошкольников реализуется поэтапно. На первом этапе происходит развитие эмоционального общения с элементами предметно-игровой деятельности. Следующий этап заключается в вырабатывании у ребенка начального опыта в какой-либо сфере. На третьем этапе дети знакомятся с эталонами (цвет, форма, величина) и учатся применять их на различных предметах и игрушках. Все этапы индивидуальной работы должны быть тесно взаимосвязаны, переход между ними должен быть постепенным.

Структура индивидуальных занятий состоит из трех условных блоков:

  1. 1. Развитие психической деятельности (мышления, памяти, внимания, восприятия). Особое внимание необходимо уделять зрительно-предметным, акустическим и кожно-кинетическим восприятиям (развивающие игры "Лишняя игрушка" и "Парные картинки").
  2. 2. Развитие пространственно-временных представлений. Здесь внимание нужно акцентировать на употреблении предлогов и наречий, которые обозначают пространственное и временное отношение.
  3. 3. Развитие моторики. Существует множество игр и упражнений для развития пальцев рук и кистей (игрушки-шнуровки, "Убери лишнее" и другие).