Главная | E-mail | Карта

Игры и развивающие методики.



Нетрадиционные способы рисования в детских садах.



Детская литература



Детские сады. Воспитание в дошкольном возрасте.



Музыкальная литература для детей.



Предметное рисование в детском саду



Развивающие занятия в детском саду.



Кроссворды и головоломки для детей.



Развитие и обучение детей по кубикам Зайцева.



Развивающие настольные игры.



Детские настольные развивающие игры.



Предметно-развивающая среда детского сада.



Развивающие картинки животных для детей.






Развитие и обучение детей по кубикам Зайцева.

Развивающая методика Зайцева очень эффективно работает, прежде всего, не в детском саду, а дома, в процессе домашнего воспитания. Но в частных детских садах Петербурга эта методика используется довольно часто и весьма эффективно. Методика Зайцева крайне популярна и выдержала испытание временем. Ее автор, Николай Александрович Зайцев, профессиональный педагог из Санкт-Петербурга, разработал и изготовил свои кубики в 1989 году. Убедившись в эффективности методики, по которой ребенок овладевает чтением и счетом за очень короткое время, находясь практически в режиме игры, Зайцев разработал методические пособия, обучающие не только чтению и счету, но и правописанию. И опять же, Зайцев разработал свои кубики, обучающие чтению, счету и правописанию не только в русском языковом пространстве. Он изготовил пособия в виде своих популярных кубиков для изучения иностранных языков. Подробно свою методику для русского языка и для иностранных языков он изложил в нескольких книгах: "Стосчёт", "Русский для всех", "Пишу красиво", "Грамматика английского языка" и "Техника чтения на английском языке". Кубики Зайцева получили широкое распространение не только в России. Были созданы методики по обучению чтению при помощи кубиков на белорусском и украинском языках, на татарском и на армянском языках, а также и на французском языке.

Основа методики обучения детей чтению по кубикам Зайцева базируется на известном еще в глубокую старину принципе обучения чтению " по складам". Это не современное фонетическое чтение по буквам и, следовательно, далее по слогам, которые логически организуются из сложения гласных и согласных звуков, обозначенных буквами. Кубики Зайцева основаны на глубоко народном, фольклорном восприятии грамматики и чтения. Этим народным принципом чтения по складам руководствовался в свое время Л.Н. Толстой, обучая чтению по складам ребятишек, в своей школе в Ясной Поляне. Зайцев солидарен с Толстым и считает, что чтение по складам органичнее для детского восприятия, чем обучение по буквам, а затем складывание из букв слогов и слов. По мнению профессора Зайцева сам ребенок начинает говорить складами, вспомните всем известное детское "а-гу-а-гу-а-гу". Да и слышит ребенок произносимые слова тоже складами. Складом считается созвучие согласного звука с гласным (на лу-гу), отдельный гласный звук считается складом и выступает в качестве слога (О-ля), отдельный согласный в закрытом слоге (ша-р), а также согласная с мягким или твердым знаком (ме-дь).

Кубики так организованы Зайцевым, что на каждой грани кубика написан один склад, причем каждому складу соответствует свой цвет. Ребенок, играя с кубиками, выучивает не написание отдельной буквы, а сразу написание различных складов: ба, бу, би, бы, ва, ву, ви, вы, га, ду, са, си, се и т.д. Затем эти склады легко складываются в слова "бу-сы", "гу-си". Кубиками Зайцева можно заниматься и дома, и на прогулке, а не только дома. В результате, через 15-20 часов занятий с кубиками Зайцева дети четырех-пяти лет начинают читать, овладевают арифметическими операциями в пределах ста. Сам автор методики, Н.А. Зайцев, считает, что дети к шести-семи годам, занимаясь с кубиками два раза в неделю, способны овладеть содержанием учебных программ для второго, третьего, и даже четвертого классов. Волшебные кубики Н.А. Зайцева позволяют детям в короткий срок овладеть грамматикой русского языка и английского языка и началами математики.

Недостатки методики Зайцева

Вполне естественно, что ни одна методика по обучению детей не может быть совершенной. Кубики Зайцева не являются исключением. Детей много, и все они разные, с разными способностями, с разными особенностями восприятия и разными степенями одаренности. Поэтому стоит предупредить родителей и воспитателей о недостатках методики с использованием кубиков Зайцев.

Во-первых, после долгих игр с кубиками Зайцева могут возникнуть трудности при усвоении ребенком некоторых важных тем школьной программы по русскому языку, основанных на фонетическом принципе обучения чтению и письму. Дело в том, что слоги и склады, к которым привык ребенок, учившийся читать по кубикам Зайцева, не всегда совпадают. Например, существуют односложные слова. Такие как "два", "стол", "сон" или "слон", или "тигр" и т.д. Для привыкшего к чтению по складам ребенка эти слова делятся на склады, а не на слоги. Например "тигр" состоит из двух складов "ти-г-р", на самом же деле это слово состоит из одного слога. Слово "сон" для ребенка, привыкшего к складам Зайцева, не односложное, состоящее из одного слога-корня, а состоящее из двух складов "со" и "н". Поэтому существует вероятность, что ребенок будет отставать от своих одноклассников при прохождении слогов.

Во вторых, ребенок, привыкший к чтению по кубикам Зайцева, в дальнейшем может испытывать трудности при изучении фонетики при изучении глухих и твердых, а также мягких и твердых согласных. Он ведь когда-то просто сразу выучил, как звучит сочетание, скажем, букв "ли" или "лы", ему не пришлось в свое время преодолеть трудности "склеивания" согласной и гласной. Но обратите внимание, что согласный "л" в варианте "ли"звучит мягко, а в сочетании "лы" - твердо. Это осталось для ребенка за рамками его понимания, отсюда и будущие трудности при фонетических разборах слов.

В-третьих, ребенку трудно преодолеть в своем сознании неделимость склада. Это влечет трудности в понимании морфем и морфемного состава слов. Например, в слове "везу" в изначально привычном для ребенка делении слова на склады будет деление на "ве" и "зу". Для такого ребенка может оказаться весьма проблематично увидеть корень "вез". Чтобы правильно увидеть корень слова, ребенку придется разорвать склад "зу" и буквально "оторвать" от этого склада букву "з".

Все это ведет к таким типичным ошибкам у детей, занимавшихся ранее по кубикам Зайцева, как "проглатывание" окончаний, неправильное произношение слов. Это опять же связано с отсутствием проработки буквенного состава слова в методике Зайцева. Но если присмотреться к этому вопросу с другой стороны, то гуманитарно одаренные дети легко справятся со всеми разногласиями между слогами и складами. Средне- и слабо одаренные дети в гуманитарных сферах могут долго блуждать в лабиринтах слогов и складов, затряв на складах навечно.

Не всем повально могут помочь кубики Зайцева, а некоторым могут и навредить!

Помочь они могут в тех случаях, когда у ребенка есть определенные нарушения, при которых обучение чтению и письму строится сначала на моторном запоминании, а затем на осмыслении материала, который запомнили. Но в подобных случаях по этой методике должен заниматься с ребенком только специалист, который выстроит работу сообразно проблеме ребенка и его психическим особенностям.

Навредить кубики Зайцева могут детям со стойкими нарушениями звукопроизношения. Речь здесь не идёт о логопедах и физиологической дислалии - возрастных особенностях произношения. Речь идет о стойких нарушениях, когда проблемы нарушения речи вызваны нарушениями тонуса языка, укорочениями уздечки, неразвитостью фонематического восприятия. В этих случаях многократное повторение складов с нарушенными звуками лишь укрепит неправильный артикуляционный уклад. Несомненный вред приносит таким детям обучение детей чтению в раннем возрасте.

Вот цитата из классика отечественной нейропсихологии А.В. Семенович: "Если задача, предлагаемая социумом ребенку, входит в противоречие с актуальной для его мозга ситуацией или просто опережает её, происходит энергетическое и информационное обкрадывание. Наиболее вредноносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются. Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является раннее (2-3 года) обучение ребенка буквам и цифрам… Многократно эмпирически доказано, что в этом случае реакция, которая может быть и отсроченной по времени, обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях. ...Опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму или счету, в силу своей энергоемкости "истощила" находящиеся в сензитивном периоде развития субкортикальные образования… последние завершают свое морфофункциональное развитие очень рано и, таким образом, не имеют достаточных ресурсов для реадаптации..."

Другими словами, всему своё время. Подумайте об этом и не принимайте поспешных решений.