Главная | E-mail | Карта сайта

Статьи о воспитании


Какое животное лучше всего завести ребенку?


К. Лоренц. Собаки и дети (глава из книги "Человек находит друга".


Дети и Интернет.


Осенние занятия в детском саду.


Что делать если ребенок боится ходить в частный детский сад.


Как заинтересовать ребенка к чтению книг и учебе.


Как важно научить хорошим манерам детей!


Летний отдых детей.


Полезная еда для ваших детей.


Радиоизлучение и здоровье детей.







Адаптация детей к детскому саду.

Адаптация - это привыкание или приспособление организма к новым для него обстоятельствам. Для ребенка даже самый хороший детский сад является неизвестным местом, в котором его ждет новое окружением, где привычная жизнь кардинально изменяется. Детям в любом возрасте очень непросто привыкнуть к новой обстановке. Адаптация детей к детскому саду требует значительных затрат энергии и проходит с напряжением физических и психоэмоциональных сил организма.



Основные составляющие адаптационного стресса детей в детском саду

  1. Негативные эмоции. Они присутствуют, даже если адаптация ребенка проходит сравнительно гладко и быстро, разной может быть только степень их проявления: от едва испорченного настроения до настоящей депрессии с вспышками агрессии по отношению к окружающим. Страх вызывает новая обстановка, чужие незнакомые люди, но самым страшным для ребенка является предположение, что родители не заберут его и он останется один навсегда. Первое время отрицательные эмоции могут быть незаметны, так как ребенка может отвлечь новая обстановка, новые люди, новые детские игрушки, он на время забудет о своем горе, но потом малыш вновь сосредотачивается на негативных эмоциях.
  2. Социальные контакты и навыки общения. Чем более коммуникабелен ребенок, тем проще и быстрее пройдет его адаптация. И, напротив, необщительные и замкнутые детки проходят длительный и тяжелый период привыкания к детскому саду. Родители должны учитывать, что в первое время общительность может угаснуть и ребенок станет более замкнутым. Поворотный момент наступит, когда кроха установит контакт с другими детишками и взрослыми.
  3. Речь и активность. В результате адаптационного стресса ребенок может стать вялым, более медлительным или же наоборот более активным, но не следует путать активность, обусловленную особенностями темперамента, с активностью под воздействием стресса. Ребенок может забывать некоторые слова, в его словарном запасе начинают преобладать глаголы, также может нарушаться артикуляция.
  4. Расстройство сна и аппетита. Адаптация детей к детскому саду характеризуется режимными нарушениями: ребенок плохо ест и может даже совсем отказаться от еды, не спит днем или спит беспокойно с частыми пробуждениями.
  5. Снижение иммунитета. Переживаемый ребенком стресс может затрагивать деятельность основных систем организма, в результате кроха чаще подвержен простудам, у него учащаются простудные и иммунные заболевания, может наблюдаться беспричинное повышение температуры.

Оценка процесса адаптации ребенка к детскому саду

В некоторых случаях адаптационный стресс может стать серьезной угрозой психофизиологическому состоянию ребенка и потребует вмешательства врачей и психологов. Хороший детский психолог поможет ребенку справиться с эмоциональными нагрузками и облегчит период привыкания к детскому саду. Но насколько необходимы консультации психолога? Родители могут самостоятельно оценить сложность протекания адаптационного периода.

  • Благоприятное протекание адаптации характеризуется отсутствием невротических расстройств, стабилизацией психоэмоционального состояния в течение месяца или двух;
  • Относительно благоприятное протекание адаптации допускает легкие реакции невротического типа в течение 2-х недель, небольшую потерю в весе, при этом психоэмоциональное состояние ребенка должно стабилизироваться в течение 2-х месяцев;
  • Неблагоприятное протекание адаптации детей к детскому саду характеризуется длительными психоневротическими расстройствами, значительной потерей в весе, частыми ОРЗ, стабилизация психоэмоционального состояния ребенка происходит в течение 3-х месяцев, а иногда затягивается и на полгода. Признаки завершения адаптационного периода:
  • положительно стабильное психоэмоциональное состояние ребенка в течение минимум недели;
  • отсутствие частых заболеваний;
  • положительная динамика психомоторного развития и массы тела.


И всех детишек завершение адаптации наступает в разные периоды времени. Особенно тяжело приходится тем малышам, у которых сложилась тесная эмоциональная связь с матерью или другим близким взрослым, который ухаживал за ним до поступления в садик.