Главная | E-mail | Карта сайта

Детские сады.


Мини-музеи в детском саду


Логопедия в детском саду


Консультации для родителей в детском саду


Когда отдавать ребенка в детский сад


Как перевести ребенка в другой детский сад


Как оформить уголок в детском саду своими руками


Утренники в детском саду


Питание в детском саду.


Детский сад: выпускной.


Детский праздничный стол.


Витамин D для детей.


Выбор детского сада.


Интересные детские сады мира.


Мини-сад огород в детском саду.


Интересные детские сады мира.


Когда появились детские сады.


Детские сады Санкт-Петербурга.


Детские сады. Воспитание в дошкольном возрасте.







Логопедия в детском саду

Все детки разные, и проявляется это, помимо прочего, в развитии речи. Возрастные особенности детской речи называют ее "своеобразием", а патологические речевые несовершенства носят название "дефекты", "нарушения" или "расстройства" речи. Вот они и нуждаются в корректировке, которую проводит логопед.

Развитие речи занимает центральное место в общем развитии ребенка. Педагоги отмечают, что детки с речевыми дефектами гораздо медленнее усваивают школьную программу, они стеснительны и имеют проблемы в общении со сверстниками. Все эти факты говорят о важности своевременного диагностирования речевых нарушений и их коррекции.



Отрасль педагогической науки, занимающаяся изучением причин, механизмов нарушений речи и их исправлением, называется логопедия. Практически каждый хороший детский сад имеет штатного логопеда, который проводит групповые и индивидуальные занятия с детьми. Комплектование логопедических групп происходит на основании медицинского заключения врачей (ортодонта, логопеда, педиатра, психиатра).

Основные направления деятельности логопедии в ДДУ

  • Обследование детей с целью выявления речевых дефектов, определение их причины и степени выраженности.
  • Коррекционная работа с детьми по восстановлению речевых функций.
  • Популяризация логопедических знаний среди воспитателей, педагогов и родителей.

Другими словами, логопед наблюдает за детишками, беседует с ними, выявляя те или иные речевые проблемы (неправильное произношение звуков, неумение произнести определенные буквы, "заглатывание" окончаний слов и т.п.). Если проблема обнаружена, с ребенком проводятся занятия с использованием специальных логопедических упражнений. Воспитатели и родители, по мере возможности, также вовлекаются в процесс нормализации детской речи.

Этапы взаимодействия логопеда с родителями

Как любой квалифицированный специалист, работающий с детьми, логопед знает, что развитие ребенка, в том числе и речевое, во многом зависит от тех условий, в которых он воспитывается дома. Поэтому работа с родителями начинается с диагностического этапа. Далее следует информационный этап ? просвещение родителей, рассказ им о тех речевых проблемах, которые выявлены у ребенка. При необходимости родителям оказывается психолого-педагогическая помощь. Наконец, важным этапом является включение родителей в совместную практическую деятельность. Для этого им дается задание разучивать с ребенком специальные стихи, делать упражнения на развитие речи.

Принципы логопедии

Работа логопеда должна опираться на определенные принципы и правила, без которых она потеряет часть своей эффективности. Итак, основные принципы работы логопеда:

  • Формы, методы и приемы логопедической работы, а также используемый в работе дидактический материал должны соответствовать уровню развития и возрасту ребенка.
  • Логопедия в детском саду должна учитывать особенности личности малыша, поскольку от них зависит работа слуховых, зрительных и вербальных анализаторов. Скажем, для малышей с плохим слухом не подойдут те приемы, которые используются в работе со здоровыми детьми.
  • Логопедическое воздействие должно быть направлено на речь ребенка в целом: словарный запас, грамматический строй речи и произношение звуков. Но в то же время в центре внимания должен находиться первично нарушенный речевой компонент. То есть, если малыш не выговаривает букву "р", то именно на исправлении данной патологии должна концентрироваться работа логопеда. Но попутно им также ведется работа по развитию речи ребенка в целом.
  • Длительность логопедической работы напрямую зависит от характера и степени расстройства речи. Нет нужды продолжать заниматься с малышом, если обнаруженные ранее дефекты уже устранены.
  • Грамотно построенное логопедическое воздействие должно учитывать закономерности не только речевого, но и общего психофизиологического развития ребенка.

Методы, используемые в логопедической работе

Логопедия в детском саду использует общепринятые и специфические методы развития речи.

  • Наглядные методы логопедии способствуют образованию сенсорных предпосылок для развития четкой и правильной речи. К наглядным методам относят просмотр диа- и кинофильмов, рассматривание картинок с демонстрацией артикуляции звуков.
  • Словесные методы - это аналитическая беседа, чтение по специальной методике, составление рассказов.
  • Практические методы. К этой группе методов относятся логопедическое моделирование, развивающие игры и упражнения.

По характеру направления деятельности методы логопедического воздействия разделяются на:

  • "прямые" методы (например, формирование правильной артикуляции при лечении дислалии);
  • "непрямые" методы (например, формирование новых психосоматических связей взамен разрушенных при лечении афазии).

Выбор метода зависит от особенностей речевого расстройства, содержания коррекционной работы, личностных особенностей и возраста ребенка и т. п. Например, для постановки правильного произношения используют сочетание наглядных и практических методов, а для коррекции автоматизации речи применяют преимущественно словесные методы.