Главная | E-mail | Карта сайта

Музыкальное образование в детском саду.



Музыкальные досуги в детском саду.



Музыкальная литература для детей.



Музыкальное образование в детском саду.



Говорящая азбука



Предметно-развивающая среда детского сада.



Дары Фрёбеля.



Чтение и музыка.



Музыка и развитие ребенка.







Дары Фрёбеля: развитие с учетом детской психологии.

Игры с дарами Фрёбеля


Идея игры как занятия и самого надежного способа саморазвития ребенка сформировалась у Фридриха Фрёбеля под влиянием разработанной Песталоцци методики изучения формы. Как, учитывая детскую психологию, просто и доходчиво объяснить ребенку такие сложные вещи, как геометрия предмета или пространственные отношения вещей? Как ребенку легче понять, а воспитателю доходчиво объяснить понятие о форме, цвете или величине предмета? Или как объяснить ребенку такие абстрактные понятия, как пространство, число, количество. Конечно, в игровом ритме это легче всего и объяснить, и понять. Но как организовать игру? И Фрёбель придумывает свои ныне всем известные "дары", с которыми дети всего мира играют и развиваются по сию пору и в детских садах, и дома с бабушками и мамами. Всего "даров" Фрёбеля шесть. Эти "дары" -- наглядные пособия по геометрии, по живописи, по строительному делу и, конечно, по общему развитию ребенка. Первый "дар" - это мяч.

С мячиками играют все дети до сих пор. Конечно, со временем мячи изменились. Они стали больше, ярче раскрашенными и изготавливаются из самых разнообразных материалов. Фребель считал шар "единством в единстве", символом движения и бесконечности. Мячи из даров Фрёбеля были несколько иными. Это были небольшие и обязательно мягкие разноцветные шарики, связанные из шерсти или ниток. Каждый мячик должен был иметь свой цвет - синий, красный, зеленый, оранжевый, желтый, белый и т.д. Желательно, чтобы все цвета радуги были представлены. Мячи Фрёбеля были небольшие, и каждый мяч-шар подвешивался на ниточке к устойчивой деревянной стойке. Воспитатель или мать показывал ребёнку по очереди каждый мяч, раскачивая его на ниточке и называя его цвет, развивая, таким образом, умение различать цвета. Затем, на другом занятии, воспитатель, раскачивая шарик в разные стороны, соответственно приговаривал: "вперед-назад", "вверх-вниз", "вправо-влево", и тем самым знакомил ребёнка с представлением о пространстве, его направлениях и ориентации в нем. На другом занятии воспитатель учил ребенка с утверждением и отрицанием, понятиям бытия и небытия, то есть с вроде бы простыми понятиями "да" и "нет", показывая шарик на ладони и пряча его со словами: "Есть мячик - нет мячика".

Второй дар Фрёбеля


Деревянные кубик, шарик и цилиндрик, причем диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика, должны быть одинаковыми. Цель этих предметов геометрическая, ознакомление детей с разными формами предметов, с разными символами, с разными назначениями. Если шар - символ единств бесконечности и движения, то кубик - символ покоя и стабильности.

Это полная противоположность шару. Шар - "абсолют единства в единстве", кубик -- символ "единство в многообразии". То есть куб целен, един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору ребенка -- ребром, стороной или вершиной. Цилиндр представлял собой эклектичную фигуру, совмещающую как свойства шара, так и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Куб, цилиндр и шар крепились на ниточке к такой же деревянной стойке, что и мячи первого дара.


Третий дар Фрёбеля

Третий "дар" -- это кубик. Да, этот тот самый кубик и кубики, которыми дети играют с измальства до сих пор, с помощью которых они учатся читать, считать и прочее. Кубик Фрёбеля был разделен на 8 частей, на 8 более маленьких кубиков. То есть, куб был разрезан пополам, а каждая его половина еще на четыре части. Это давало возможность ребенку понять, что есть "сложное единство" или "единство в многообразии", что есть целое и его составляющие части. Кроме этого, ребенок учился чисто прикладным вещам и имел возможность развивать свои творческие возможности и фантазию, различно комбинируя кубики, строя из них домики и создавая из них различные конфигурации.


Четвёртый дар Фребеля

Четвёртый дар - тех же размеров кубик. Но делился он не на кубики, а на восемь прямоугольных плиток. Кубик делился пополам, и каждая половина еще на четыре удлиненные плитки. Длина каждой плитки должна равняться стороне кубика, толщина равна одной четвёртой этой стороны. Такое деление кубика создавала возможность ознакомления детей не только к шаром и квадратом, но и с прямоугольником, а также значительно расширяло возможность строительных комбинаций маленьких фантазеров, особенно если учесть тот факт, что с прибавлением каждого нового "дара" прежние, с которыми ребенок уже освоился, не изымаются.

Пятый дар Фребеля

Пятый дар - это тот же кубик, но разделен он не на 8, а на 27 маленьких кубиков, причём девять из них разделены еще на более мелкие части. Следовательно, создаются более обширные возможности для развития творческого размаха детей.


Шестой дар Фребеля

Шестой дар - это снова тот же кубик, разделённый тоже на двадцать семь кубиков. Но некоторые их этих кубиков разделены на плитки по диагонали и пр. Этим Фребель предлагал знакомство с треугольниками и разнообразие видов детского творчества в работе с разнообразным строительным материалом. подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др. Многие из этих занятий, методически преобразованные с других методологических позиции, находят применение в современных детских садах. Несомненна и огромна заслуга Фрёбеля в осмыслении разнообразия видов детской деятельности и игр-занятий. Дети в его детском "саду" занимались не только играми с "дарами". "Дары" были предназначены для совсем маленьких питомцев детских садов, для тех, кому еще нет двух лет. Дети постарше играли в различные подвижные игры, рисовали, лепили, занимались плетением и вырезанием из бумаги, вышиванием, нанизыванием бус, выкладыванием фигур из металлических колец, палочек или гороха, бус. Некоторые конструировали из бумаги, из палочек, из всего, что подсказывала ребенку его детская фантазия.